Данная статья опубликована: © Гусев А.В., Новицкий Р.Э. 2007 г. ООО «К-МИС», http://www.kmis.ru VIII Специализированная выставка и всероссийская конференция «Информационные технологии в медицине», Москва, РАГС, 18-19 октября 2007 г. Материалы конференции / - М.: «Консеф», 2007 с. 82-84

Технология сбора, хранения и обработки статистических данных в Карельской медицинской информационной системе

Гусев Александр Владимирович, к.т.н., e-mail: alexgus@onego.ru

Новицкий Роман Эдвардович, e-mail: roman@snw.ru

ООО «Комплексные медицинские информационные системы»,
г. Петрозаводск,
http://www.kmis.ru


Аннотация

На сегодняшний день задачи облегчения труда врача и медицинской сестры, повышение эффективности их работы, автоматизация сбора и анализа статистических показателей являются основными и наиболее восстребоваными в медицинских информационных системах. В данном сообщении описана технология сбора, хранения и обработки статистических данных, встроенная в Карельскую медицинскую информационную систему.

Исторически сложилось так, что сбор и анализ статистической информации являлись приоритетной задачей для большинства медицинских информационных систем. Многие из них изначально были ориентированы не на лечебный процесс, а на решение проблем медицинской статистики. Это в первую очередь обусловлено высокой трудоемкостью и рутинностью заполнения статистических отчетов. Более того, автоматизация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) исключительно с целью сбора статистики сыграла свою отрицательную роль, т.к. для ее реализации компьютеры в ЛПУ устанавливались в первую очередь в отдел статистики и ровным счетом ничего не давали основному медицинскую персоналу. И даже если находились финансовые ресурсы для установки компьютеров непосредственно в кабинеты врачей, то опять же работа по «заколачиванию» статистических данных (талонов амбулаторных пациентов, карт выбывших из стационара) не входила в прямые функциональные обязанности врачей и активно ими саботировалась.

Со временем при создании МИС любой направленности автоматизация сбора и заполнения статистической отчетности не теряет своей актуальности, однако эта задача теряла свою первостепенную роль в информационной системы, а посему стала выступать как производная лечебно-диагностического процесса, автоматизированного с использованием МИС. Таким образом, задачи статистики постепенно перешли из основной функции в отдельную подсистему в рамках единого программного комплекса.

Понимая эти особенности, мы изначально при проектировании Карельской медицинской информационной системы (КМИС, http://www.kmis.ru) поставили во главу угла интересы и задачи основного медицинского персонала – врача и медсестры. Система электронного документооборота, составляющая основной программный базис КМИС, предназначена в первую очередь для автоматизации задач, связанных с оформлением медицинской документации: первичных и контрольных осмотров, листов назначений, планов наблюдения и лечения и т.д. Архитектурно каждый электронный документ КМИС содержит в явном, а иногда и неявном виде, раздел для статистических параметров, которые большей частью рассчитываются автоматически. Например, паспортные данные, включая возраст, пол, место работы и т.д. на момент создания документа наследуются из соответствующих первичных источников информации и затем помещаются в электронный документ. Данные о коде лечащего врача, дате выполнения услуги или посещения, коды ЛПУ, медицинской специальности пользователя и т.д. вычисляются системой на основе персональных настроек пользователя, хранимых централизовано в БД КМИС. Некоторые дополнительные статистические поля, такие как код услуги или исследования, вновь выявленная патология, код основного диагноза пользователю приходится заполнять вручную, однако и эта работа максимально упрощена за счет использования настраиваемых справочников и некоторых других программных средств.

Таким образом, из всего времени, которое пользователь тратит на оформление электронного документа, лишь небольшая его часть расходуется на заполнение статистических полей. Это слабо сказывается на общем времени работы пользователя с КМИС, тем более, что он отлично осведомлен о тех преимуществах для ЛПУ и него самого, которые получаются в результате заполнения статистических разделов.

Обязательным условием заполнения статистических полей является использование справочников. Структура справочников внутри системы выполнена в полностью открытом исходном коде, допускающем добавление новых сущностей, группировок, атрибутов и т.д., что повышает гибкость системы при ее внедрении в различных ЛПУ. Более того, любая запись в справочнике системы имеет обязательные атрибуты системы безопасности, которые позволяют некоторые справочники скрывать от различных групп пользователей, некоторые – предоставлять только для чтения и т.д. Каждая запись может быть индивидуально настроена для ограничения к ней доступа.

Подсистема статистики, включая базу данных настроек и базу данных подготовленной статистической информации, представляет собой самостоятельный (автономный) программный продукт, который в техническом плане может функционировать и без КМИС. Безусловно, подсистема статистики специально спроектирована для наибольшей эффективности работы именно в среде КМИС, но тем не менее, она может быть использована как дополнительное приложение к другим информационным системам.

При помощи специального визуального конструктора, не требующего навыков программирования в КМИС, администратор системы может включить или исключить определенные виды электронных документов из статистической обработки. Это позволяет более гибко настраивать всю подсистему статистики в целом, обеспечивая с одной стороны экономию ресурсов системы и, с другой стороны, всецелый охват статистическими расчетами тех параметров работы ЛПУ, которые требует конкретная ситуация.

По каждому электронному документу администратор может указать перечень полей, которые система трансформирует из формата хранения данных в системе документооборота, построенной на базе Lotus Notes/Domino, в формат хранения данных подсистемы статистики, функционирующей под управлением Microsoft SQL Server. При этом достигается оптимизация данных, подлежащих экспорту в БД статистики – в нее попадают только те поля, которые необходимы для реальных расчетов. В любой момент времени администратор может включить или выключить необходимые поля в/из информационного обмена между подсистемами.

По такому же настраиваемому принципу хранятся и все статистические отчеты, которые система способна рассчитывать. Их формирование осуществляется в специальном визуальном конструкторе, которые освобождает администратора от глубоких знаний в области программирования для создания или редактирования различных отчетов.

Настроенная таким образом подсистема статистики включена в стандартную поставку системы и не требует больших трудозатрат при внедрении КМИС.

Электронные документы попадают из системы документооборота (электронных историй болезни или электронных амбулаторных карт) в систему статистики сразу же после подписания документа электронной цифровой подписью. Сразу после этого обновленная статистическая информация доступна для формирования самых разнообразных отчетов. Если по разным причинам определенные поля электронных документов не были изначально добавлены в поддержку подсистемой статистики, либо если какой-то вид документа не поддерживался, но ситуация изменилась и возникла необходимость передать эту отсутствующую в статистике информацию из электронных документов в БД статистики, то соответствующая возможность предусмотрена для администратора КМИС. Для этого в ядро системы встроено специальное ПО для создания и выполнения т.н. «скриптов» - небольших программ, использующих синтаксис @-формул Lotus Notes/Domino. Написав такой скрипт, состоящий как правило из 3-4 строк кода, администратор может самым произвольным образом обновлять БД статистики, загружать в нее документы, ранее статистикой не поддерживаемые и многое другое.

Для статистических расчетов используется специальная программа «Статистика КМИС», которая позволяет формировать произвольные выборки по любым комбинациями любых полей, рассчитывать статистические формы на основании этих выборок, формировать произвольные запросы, строить диаграммы, экспортировать результаты расчетов в документы Microsoft Word или Microsoft Excel, а также экспортировать статистические данные в базы данных внешних информационных систем. Функциональное богатство этого приложения позволяет радикально решить проблему, когда у ЛПУ накоплена большая база медицинских данных, а вытащить из нее нужную статистическую информацию невозможно ввиду того, что соответствующие запросы не были предусмотрены разработчиком. В стандартный комплект поставки системы включены и формы государственной статистической отчетности, такие как 16-ВН, 12, 63 и т.д. Архитектурно формирование этих форм решено таким образом, что формулы для расчетов строк и столбцов статистических форм настраивается в визуальном редакторе, а внешний вид формы, которую пользователь увидит на экране, храниться в виде свободно модифицируемых шаблонов на основе шаблонов Microsoft Excel. Это позволяет, например, при расчете стандартного статистического отчета по форме 16-ВН выполнить этот расчет на основе произвольной выборки и затем экспортировать в лист Microsoft Excel, где все необходимые реквизиты уже заранее заполнены администратором – пользователю остается только нажать кнопку «Печать» в Microsoft Excel и получить готовый к передаче отчет.

Кроме этого, сепаратное хранение электронных документов и экстрактов статистических данных из них позволяет достаточно просто и эффективно осуществлять интеграцию с различными сторонними информационными системами, например – региональными медицинскими информационными системами. За счет этого КМИС остается чисто нишевым программным продуктом, предназначенным исключительно для решения задач комплексной автоматизации ЛПУ. Однако вместе с этим система спокойно интегрируется в уже готовые региональные информационные системы со своими базами данных и форматами, одновременно и освобождая врача от рутинной работы с документацией и, с другой стороны, выполняя требуемые для администрации функции по сбору и передаче статистических данных как на уровне ЛПУ, так и транспортируя эти данные в региональную систему, например, на уровне города или целой области.