Статья о проекте автоматизации здравоохранения Псковской области

Дата публикации - 07/29/2008
Газета «Псковская правда» (официальный сайт http://pravda.pskov.ru) опубликовала статью "Электронное здравоохранение: плюс качество, минус очереди", в которой представила рассказ о проекте автоматизации системы здравоохранения Псковской области, выполняемом с участием нашей компанией, а также опубликовала интервью Юрия Владимировича Колесникова, начальника управления информационных технологий Администрации Псковской области.
Мы публикуем текст этой публикации, взятый со страницы http://pravda.pskov.ru/main/331.html сайта "Псковской правды".

Электронное здравоохранение: плюс качество, минус очереди
Только в нашей газете // 15 июля, Виктория Голубкова, фото Натальи Барановой и пресс-службы Администрации области
Псковская область – первая в стране, где информатизацию здравоохранения проводят на региональном уровне. Через пару лет подавляющее большинство медиков области будут вовлечены в инновационный процесс. Что это такое? С чем столкнулись проводники губернаторской идеи в жизнь? Кто следующий в системе? Начальник управления информационных технологий Администрации Псковской области Юрий Колесников дал эксклюзивное интервью «Псковской правде».
Ради проекта губернатор Михаил Кузнецов на время стал пациентом псковской поликлиники №3. «А вот ваша медицинская карточка болезни».Идея проекта информатизации здравоохранения области такова, объясняет Юрий Колесников: с помощью двух информационных систем, одной внутри лечебного учреждения, второй - общей, областной, планируется перевести практически весь поток медицинской информации в электронный вид.
Что это дает? Ключевое звено сферы здравоохранения - врач. Именно через него распределяются все ресурсы, в том числе временной и финансовый. Эта деятельность остается «за кадром». Является ли решение врачей наиболее рациональным и адекватным? Анализ такой информации дает возможность не только осуществить контроль, но и более эффективно управлять лечебным процессом перераспределения
ресурсов. «Прозрачность» оказания медицинской помощи - основной момент информатизации сферы.

Отсюда следствия. Вот только часть из них:
- Подтасовать сведения, когда они напрямую попадают в информационную систему и сразу выходят наверх, очень сложно. Компьютер может оценить все данные на непротиворечивость, подсчитать контрольные соотношения в целом по области или по каждому району, выявить отклонения в ту или иную сторону - то есть провести первичную обработку информации, подготовить ее для анализа специалистами.
- Региональная система «снимает сливки» систем из поликлиник и больниц - систематизирует и анализирует статистику, выдает общую картину, позволяет намечать стратегию.
- Запись на прием будет упорядочена.
- Централизация информации в локальной сети исключит переход из одного кабинета в другой с карточками и справками. Врач, подключившийся к процессу лечения больного, изучит историю болезни в электронном виде.
- Система позволит медикам планировать нагрузку, а руководству - увидеть реальное расписание подчиненных.
- История болезни станет понятнее пациентам. Бумажная карточка сохранится, но ее перестанут заполнять от руки. Вместо «скорописи» - вклеенные распечатки по итогам приема специалиста или результатов анализа.
- Новый подход позволяет оценить экономическую эффективность лечения и найти наиболее оптимальные механизмы работы, - считает Юрий Колесников. - Пример из жизни: в девяностые годы в Институте скорой помощи (Санкт-Петербург) за счет оценки затрат удалось понять, почему теряются деньги, и оптимизировать процесс. Один из первых шагов - свой диагностический центр институт перевел на круглосуточный режим работы. В результате анализы стали приходить быстрее на сутки. Следовательно, пациентов быстрее обследовали и выписывали. Совокупность мер дала потрясающие результаты - в то время, когда коллегам бюджетных денег ни на что не хватало, институт смог покупать новое оборудование и премировать сотрудников. Главврач, если он в этом заинтересован, с помощью системы сможет изменить работу таким образом, чтобы финансовые ресурсы использовались наилучшим образом.
- Очереди в поликлиниках со временем должны сойти на нет.
ЦИТАТА:

Юрий Колесников, начальник управления информационных технологий Администрации Псковской области:


- Губернатор согласен увеличивать расходы на здравоохранение, но только в том случае, если эти средства действительно пойдут на повышение качества медпомощи, а не на «укрепление материальной базы». Информатизация здравоохранения только ради повышения эффективности управления имеет небольшую ценность. Когда медработники поймут, что информационные технологии - это отдельный и важный ресурс, который можно использовать для улучшения качества их работы, и, поняв это, научатся пользоваться ресурсом, тогда отдача от проекта будет максимальной.

 
Трудно быть первым
 
Первыми в детали информатизации вникают медики и представители областной Администрации. Вице-губернатор Юрий Демьяненко интересуется, как скажется проект на работе учреждений здравоохранения.- Год назад губернатор предложил информатизировать здравоохранение. Вы выбрали карельскую Комплексную медицинскую информационную систему (КМИС). Почему?
- Сказать, что мы выбрали эту систему, было бы не совсем верно. Компания, предложившая поставку КМИС, выиграла открытый конкурс, объявленный государственным комитетом по здравоохранению и фармации. Подготовка этого конкурса потребовала провести большую работу и заняла почти четыре месяца. Первым этапом был анализ рынка систем для здравоохранения. Вторым - более близкое знакомство с некоторыми из систем - компании-разработчики приезжали к нам в область с презентациями и демонстрационными стендами, на которых специалисты рабочей группы (врачи, управленцы, программисты) «вживую» могли оценить сильные и слабые стороны. На следующем этапе рабочая группа выработала требования и шкалу оценок. В итоге по соотношению цены и качества выиграл комплекс из двух систем: карельской КМИС и пермской «Промед» (региональная система, внедрение которой запланировано на ближайшие недели. Мы только что закончили монтаж центра обработки данных в областной больнице, в который будет стекаться информация из учреждений области).
- Некоторые работы шли с отставанием от графика. Что помешало уложиться в сроки?
- Действительно, некоторые работы, к сожалению, завершились с отставанием от графика. Одна из причин - безответственное отношение бизнеса к своим обязательствам. В соответствии с Федеральным законом все крупные закупки в госсекторе осуществляют путем проведения конкурсов или аукционов - это позволяет получить наиболее выгодные условия. Очевидный минус - растянутые сроки. К примеру, для проведения конкурса нужно 45 дней. Приходится планировать работу таким образом, чтобы учесть эти задержки. Однако при реализации этого проекта мы столкнулись с ситуациями, которые запланировать невозможно. Закон максимально защищает свободную конкуренцию и прозрачность государственных закупок, в то же время государственные заказчики порой оказываются заложниками коммерческих структур. Участники аукционов и конкурсов выигрывают торги, предлагая фантастически низкие цены, а потом затягивают процессы, уклоняются от заключения контракта и так далее. Приведу несколько примеров: две псковские компании выиграли в феврале аукцион на поставку серверов с ценой по некоторым лотам в два раза ниже начальной. А потом начались хождения по мукам и бесконечная череда обещаний. Два месяца мы пытались добиться подписания контрактов. Не помогали и объяснения большой социальной значимости проекта. Только в апреле нам удалось признать их уклонившимися от подписания контракта и найти выход из сложившейся ситуации. Второй случай произошел при проведении запроса котировок на закупку небольшой партии компьютеров. Первое и второе место заняли две совершенно неизвестные организации с нереальной ценой - меньше 9 тысяч рублей за
компьютер.

- Это не насторожило?
- А что делать? Мы связаны законом по рукам и ногам. Они предложили наименьшую цену и выиграли. Приехал человек, забрал контракты. Только этого курьера мы и видели. По указанному адресу, как выяснилось, никакой организации нет. В результате закупка не состоялась, и мы потеряли двадцать дней в ожидании другого, общего аукциона. Такое впечатление, что компании хотят любой ценой получить заказ, переоценивая свои возможности. Конечно, по каждому инциденту можно обращаться в суд, а это опять же потеря драгоценного времени. Поэтому ждем от наших партнеров более ответственного отношения к участию в государственных
проектах...

- А штрафные санкции не работают?
- По закону штраф составляет не менее одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка от суммы невыполненных обязательств, это три сотых процента - смешная сумма, если речь не идет о миллионных контрактах. По сложившейся практике именно такую ответственность устанавливали обычно и для заказчика, и для поставщика.
- Это - единственная проблема, с которой вы столкнулись?
- Скажем так, наиболее болезненная. Еще одна - абсолютный дефицит кадров. Я думал, в столицах с этим попроще - но в московских компаниях о том же говорят, только цена вопроса другая. Острый кадровый голод, даже не квалифицированных специалистов, а просто обучаемых, толковых людей! Для того чтобы сформировать команду, которая будет внедрять систему, мы перетрясли весь город, с трудом набрали три четверти состава. Особенно сложно с программистами. Людям после вуза проще зарабатывать, собирая компьютеры, устанавливая программы и помогая пользователям.
Плюс возникли сложности с подключением диагностического оборудования к информационной системе. Система должна «считывать» результаты диагностики с минимальным участием персонала, иначе риск ошибочного и несвоевременного ввода очень велик. К примеру, диагностический центр областной больницы выполняет по 30 тысяч исследований в сутки. Из технических проблем эта волнует нас больше всего. Ищем пути решения.
 
Первый пошел...
 
Планируется, что глобальное нововведение сократит очереди в поликлиниках. Скорее бы!Человеческий фактор не менее важен, чем технический. Реакция на нововведения, как известно, проходит три стадии, от резкого неприятия до активного использования. Минимизировать негатив позволили превентивные меры. Во-первых, изначально было понятно: если руководство не приветствует перемены, их не будет. Так что для внедрения систем выбирали те учреждения, где главврачи шли навстречу и, как в областной больнице, информатизация крайне необходима. Во-вторых, количество пользователей в псковской поликлинике №3, первом учреждении проекта, наращивали постепенно. Сначала установили компьютеры в регистратуре, у нескольких участковых врачей и в одну лабораторию. Научили использовать самые основные функции системы - ввели следующую партию. Для того чтобы реально научить работать на ПК, создали в поликлинике мобильный учебный «микрокласс» - отдельный кабинет, шесть ноутбуков плюс преподаватель - и врачи, медсестры в свободное от работы время приходят учиться.
В псковской поликлинике №3 все готово для того, чтобы «процесс пошел». Началось внедрение в консультационной поликлинике областной больницы, полностью закончен монтаж сетей и оборудования Островской центральной районной больнице.
- Да, в ходе реализации проекта возникают сложности, нюансы, но на ошибках учатся, - оптимистичен Юрий Колесников. - Первый этап мы заканчиваем, начали готовить для включения в проект следующую группу учреждений - ЦРБ Невеля, Пустошки, Пушкинских Гор, Порхова. Объявили аукционы по сетям, серверам. В условиях прописали гораздо более жесткие санкции за нарушение обязательств...