Минздравсоцразвития РФ обнародовало план реформы обязательного медстрахования

Дата публикации - 05/25/2010
Министерство здравоохранения и социального развития РФ включило в проект реформы обязательного медицинского страхования (ОМС) услуги частных медицинских организаций.
Соответствующий текст проекта федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ", который заработает в случае его принятия Госдумой РФ с 1 января 2011г. взамен действующего в настоящее время закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" (принят 28 июня 1991г. N1499-1), опубликован министерством.

В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что на сегодня отсутствие требований об оплате медицинских услуг в сфере ОМС по полному тарифу не дает возможность обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации, вне зависимости от формы собственности.

"В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам законопроект обеспечивает создание конкурентной среды между медицинскими организациями", - подчеркивается в документе. Таким образом, законопроект предусматривает участие в заявительном порядке в системе ОМС медицинских организаций любых организационно-правовых форм и имеющих имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством РФ. При этом медорганизациям не потребуется решение органов государственной власти субъектов РФ об их участии в системе обязательного медицинского страхования.

В результате реформы будет закреплено и право застрахованного лица на выбор и замену страховой медицинской организации. Пока же граждане вовсе отстранены от такого выбора. При этом исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов РФ на выбор страховых медицинских организаций.

В действующих условиях тариф на медицинскую помощь по базовой программе ОМС включает лишь расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочие расходы и является неполным. В Минздравсоцразвития РФ считают, что это ограничивает участие частных медицинских организаций в системе ОМС.

Поэтому в целях повышения доступности медпомощи застрахованным гражданам законопроект предусматривает возможность перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС в связи с установлением оплаты медицинской помощи по тарифу, включающему все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу. В период с 2011г. по 2012г. тариф на оплату медицинской помощи в субъектах РФ может включать в себя часть элементов структуры тарифа, установленной законопроектом, а именно, часть расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Тариф на оплату медицинской помощи устанавливается соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта РФ, территориальным Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), представителями медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и страховых медицинских организаций.

Тарифы на оплату медицинской помощи станут едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.

Предусматривается этапность реформы. Так, скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2013г., а высокотехнологичная медицинская помощь - с 2015г.

Финансовое обеспечение ОМС предусматривает закрепление доходных источников, сформированных по страховым принципам, через страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения, а также через страховые взносы субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Особенностью реализации законопроекта в 2011-2012гг. является финансовое обеспечение за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ. Средства, направляемые на модернизацию здравоохранения субъектов РФ будут использоваться на следующие цели: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе новое строительство, в размере до 100 млн руб. в расчете на один объект, обеспечивающее завершение строительства ранее начатых объектов, а также текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений; внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина РФ, внедрение телекоммуникационных систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде; подготовка к внедрению стандартов оказания медицинской помощи, в том числе установление дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.

Еще одной новацией станет закрепление права застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Но при этом предусматривается и защита от финансовых рисков для самих организаций. Предполагается установление резервов в страховых медицинских организациях: резерв оплаты медицинской помощи будет использоваться в случае недостатка средств у страховой медицинской организации на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. "Резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий является инструментом снижения затрат на оказание медицинской помощи и стимулирования медицинских учреждений, достигающих наилучших результатов в лечебном процессе", - считают в Минздравсоцразвития РФ.

Функции перестраховщика в системе обязательного медицинского страхования будет выполнять ФФОМС, который сформирует нормированный страховой запас и резерв финансирования профилактических мероприятий. Подчеркивается, что именно ФФОМС и станет единым страховщиком в системе ОМС, а отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями.

Информация о медицинских организациях и страховых медицинских организациях, работающих в системе ОМС, будет доступна для граждан на сайтах территориальных ФОМС в сети интернет.

Важный нюанс, что постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства имеют такие же права и обязанности в системе обязательного ОМС, как и граждане РФ.

Отмечается, что в рамках ОМС будет создано единое информационное пространство, введен персонифицированный учет и полис единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории РФ. При этом граждане, уже застрахованные в системе ОМС, после 1 января 2011г. будут обладать правами застрахованных лиц, а замена полисов будет производиться по обращениям граждан, а также осуществляться выдача полисов вновь застрахованным.

Источник: http://top.rbc.ru/politics/25/05/2010/411837.shtml