, Комплексные медицинские информационные системы для санаториев
Опубликовано в журнале "Санаторно-курортное оснащение", 2009 №1.
На сегодняшний день наблюдается бурное развитие медицинских информационных технологий. Компьютеры и современное программное обеспечение (ПО) уже вовсю используется в автоматизации финансового учета, вакцинопрофилактике и дополнительной диспансеризации, ДЛО и работе аптек, статистическом отделе и администрации лечебных учреждений. Согласно последним исследованиям рынка ПО для здравоохранения, наибольшее число внедрений медицинских информационных систем (МИС) наблюдается в муниципальных поликлиниках и стационарах.

Автоматизация санаториев пока не является развитой сферой применения МИС, хотя эффективность от информатизации в работе санаториев ничуть не ниже, чем в других Лечебных учреждениях. Внедрение комплексной МИС способно решить широкий круг проблем и повысить эффективность работы санатория сразу по 3-м основным направлениям:

· Клиническая эффективность

· Организационная эффективность

· Экономическая эффективность.

Конечно, работа санатория имеет существенные организационные и медицинские особенности по сравнению с обычными стационарами, не говоря уже о поликлиниках. МИС для санатория должна учитывать эту специфику и иметь практический опыт разработки и внедрения для санатория, чтобы оправдать затраченные на автоматизацию деньги и время. Решение "Карельская медицинская информационная система" - как раз такая система. Она изначально разрабатывалась в именно в таком учреждении, весь основной состав разработчиков 8 лет работал и трудился в одном из Карельских санаториев, поэтому он не понаслышке знает все их особенности и задачи.

Для повышения эффективности работы санатория разработчики включили в систему несколько мощных программных модулей, тесно связанных друг с другом и работающих с единым набором баз данных (БД). Это, во-первых, модуль медицинского электронного документооборота, основанный на электронной истории болезни. На сегодняшний день КМИС - это единственный в России разработчик, официально подтвердивший соответствие ГОСТу "Электронная история болезни. Общие положения". Таким образом, имеющаяся в КМИС электронная история болезни - это все необходимые меры безопасности и защиты данных, это свыше 200 различных медицинских документов, начиная от санаторно-курортной карты, которую можно получать из поликлиник сразу в электронном виде, до автоматизированного формирования выписного эпикриза и карты выбывшего из стационара. КМИС содержит массу настроек и шаблонов, которые упрощают работы врачей и медицинских сестер с документацией. Наличие полной электронной истории болезни позволяет, в первую очередь, эффективно решать задачи повышения клинической эффективности работы санатория. Вся медицинская информация хранится в формализованном виде, четко читаема и наглядна, но при этом доступ к ней осуществляется на основе разграничения прав пользователей, а сами электронные документы надежно защищены. Т.к. информацию невозможно подделать или изменить задним числом, работа с КМИС требует от врача четкого описания собранного анамнеза и жалоб, а врачебные назначения и клиническое представление о больном явно следуют из записей электронной истории болезни. Хранение всех результатов обследования и лечения, способность системы представить их в самых различных срезах и видах, включая доступ к рентгенологическим снимкам, электрокардиограммам и сонограммам УЗИ, построение графиков изменений параметров здоровья пациента - все это повышает качество медицинской информации для врача, но и заставляет это быть более ответственным при принятии решений, назначении лечения или дополнительного обследования. Свободный одновременный доступ к электронной истории болезни пациента сокращает время на обследование, предоставляет начмедам и заместителям глав.врача по контролю качества возможность быстро ознакомится с данными о пациенте, вовремя проконтролировать корректность обследования и лечения. Моментальный доступ к архивам удобен при повторных госпитализациях пациентов в санаторий, позволяя экономить время на первичном приеме и сразу же оказать необходимую профилактическую или лечебную помощь.

В КМИС содержится несколько мощных блоков, способных упростить и повысить эффективность контроля за санаторием, тем самым повысив организационную отдачу от внедрения МИС. Например, система электронных календарей заставляет врачей и медсестер делать все назначения с помощью электронных номерков. Расписание работы составляется с учетом нормативов рабочего времени, при это ведется параллельный учет как стоимости процедур (или любых других услуг), так и времени их выполнения, и У.Е.Т. Совместная запись пациентов в электронные календари очень удобна, т.к. пользователь сразу видит свободные номерки и может выбрать наиболее приемлемое для пациента время и согласовать маршрутный лист. С другой стороны, применение календарей исключает ситуацию, когда свободное время в работе кабинета было запланировано, но осталось незанятым. Равно как и обратная ситуация также исключается, когда на одно и тоже время к врачу могут придти сразу несколько пациентов. За счет этого работа санатория четко спланирована, а нагрузка оптимизирована: персонал выполняет ровно столько осмотров или обследований, сколько положено по нормативам времени. Ситуации с перегрузкой или наоборот, недостаточной восстребованностью кабинетов видно администрации сразу же, а данные лишены субъективности или подтасовок, их легко проверить.

Другой немаловажной подсистемой КМИС является "модуль расселения". Это специальное ПО позволяет автоматизировать расселение пациентов санатория по корпусам и номерам, вести учет свободных и занятых номеров, формировать счета и отчетность по использованию коечного фонда.

Наконец, важнейшую роль играют вопросы экономической эффективности. Для этого в КМИС есть масса приложений: это и подсистема аптеки, позволяющая внедрить 100% персонифицированный учет лекарственных средств и расходных материалов, исключив случая нецелевого расхода этих ресурсов. Финансово-экономическая система ведет тотальный учет услуг, в том числе позволяет автоматизировать учет платных услуг, взаиморасчеты по договорам и т.д. Подсистема питания позволяет автоматизировать работу службы питания, учитывая все продукты на складе, автоматически формируя необходимую отчетность и т.д. Наконец, мощная подсистема статистики позволяет быстро и качестве формировать самую произвольную статистическую отчетность - от официально утвержденных форм государственной отчетности до создания собственных отчетов по работе любых подразделений.

На сегодняшний день Карельская медицинская информационная система является одной из лучших отечественных разработок в области автоматизации лечебных учреждений, а ее функции отлично подходят для автоматизации учреждений санаторно-профилактического типа. Более подробные сведения о КМИС можно узнать на сайте http://www.kmis.ru

Обложка журнала и скан статьи:

статья санаторий 2.jpgстатья санаторний.jpg