Авторские права и данные о публикации: © Гусев А.В., Романов Ф.А. 2008 г. ООО «К-МИС», http://www.kmis.ru
Врач и информационные технологии. №4. 2008. С. 40-45

Комплексная медицинская информационная система
в обеспечении качества лабораторной диагностики
Гусев А.В., Романов Ф.А.
ООО «Комплексные медицинские информационные системы», г. Петрозаводск
http://www.kmis.ru

Внимание! Авторские права на данную публикацию принадлежат ее авторам. Копирование, перепечатка, передача третьим лицам на любых носителях (в том числе электронных) без письменного разрешения авторов или компании запрещена.

Практически любое современное лечебно-профилактическое учреждение включает в себя клинико-диагностическую лабораторию, где выполняются общеклинические, гематологические, биохимические анализы, ИФА, исследования гемостаза. Главной оценкой работы лаборатории является качество исследований. Это важно, поскольку доля лабораторных показателей во всём потоке диагностической информации, используемой клиницистом, достигает 80% [3, 4], и от качества работы лаборатории во многом зависит поставленный диагноз и методика лечения пациента. Работа по совершенствованию качества результатов лабораторных исследований – это создание технологий, обеспечивающих это качество. Специалисты по лабораторной диагностике стараются подойти к достижению качественных результатов исследований с разных сторон. Одним из важных направлений улучшения качества работы является использование автоматизированных лабораторных информационных систем (ЛИС).
Традиционно ЛИС может быть представлена как самостоятельный программный продукт, либо как специализированный модуль комплексной медицинской информационной системы (МИС). Как правило, встроенные в МИС модули лабораторной диагностики уступают специализированным решениям по своим функциональным возможностям, перечню поддерживаемых лабораторных анализаторов и другим показателям. В связи с этим наш основной программный продукт – Карельская медицинская информационная система (КМИС) – не только содержит свой собственный модуль работы лаборатории, но и способна работать совместно со специализированными ЛИС – в нашем случае это система Altey Laboratory (http://www.altey.ru/).
Обеспечить качество работы лаборатории можно лишь, контролируя весь технологический процесс лабораторного исследования, начиная от формирования заявки в лабораторию до использования клиницистом полученной информации. Этот процесс включает в себя взятие биоматериала для анализа, доставку, использование различных анализаторов, формирование бланка ответа и передача результатов исследования в МИС, то есть объединяет все три этапа лабораторной диагностики: преаналитический, аналитический и постаналитический. Использование КМИС возможно и необходимо на всех этих этапах и даёт ощутимый результат, положительно влияя на качество лабораторной диагностики.
Подсистема лаборатории КМИС выполняет следующие основные задачи:

  • назначение с рабочих мест врачей и медицинских сестер лабораторного исследования. Для этого используются формализованные бланки заказов;
  • работа с программой «План лаборатории», в задачи которой входит автоматизация планирования работы лаборантов и врачей, а также внесение информации автоматически или вручную;
  • работа с электронным журналом лаборатории;
  • работа с приложениями, отвечающими за подключение лабораторных анализаторов и автоматическую передачу результатов их работы в систему.

На любом компьютере возможно совмещение задач. Рабочее место врача клинической лабораторной диагностики и лаборанта, как и врача- клинициста, должно быть снабжено персональным компьютером для доступа ко всем необходимым для работы базам данных системы. Работа лабораторной подсистемы как модуля единой информационной сети заключается в следующем:

1. Создание бланка лабораторного заказа.
Врач-клиницист со своего рабочего места выбирает электронную амбулаторную карту пациента или историю болезни пациента, выбирает вид необходимого лабораторного исследования: биохимический анализ крови, анализ мочи и т.д. (рис. 1). На основании имеющегося справочника на экран выводится список возможных параметров. Врач выбирает необходимые параметры, указывает дату выполнения.
Рис.1. Заказ лабораторного исследования в электронной амбулаторной карте пациента

Лаборатория имеет возможность вносить изменения в настройки и определять максимально допустимое количество пациентов, направленных на лабораторные исследования, что немаловажно для упорядочения распределения нагрузки по дням и по рабочим местам.

2. Формирование плана работы лаборатории.
Система проверяет уже имеющееся количество заказов на данный день. Если количество заказов превышает определенный лимит, пользователю предлагается выбрать другое число. В случае острой необходимости в исследовании для лечащих врачей предусмотрен дополнительный резерв; после коррекции даты назначения анализа созданный бланк заказа сохраняется в базе данных и становится доступным для лабораторной подсистемы. Бланк заявки имеет все необходимые сведения: данные о пациенте для идентификации (фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы), фамилию лечащего врача, перечень лабораторных показателей, дату исследования. Фиксируется время создания заказа лечащим врачом и время внесения каких-либо изменений в бланк в процессе работы лаборатории. Система автоматически оценивает накопленный банк заказов, формирует ежедневный план работы лаборатории, который выводится нами в распечатанном виде и состоит из заявок на биохимические, иммуноферментные исследования, клинические анализы, гемостаз и т.д.

Забор венозной крови осуществляется согласно заявке на текущую дату в процедурном кабинете, пробирки маркируются, доставляются в лабораторию, где происходит идентификация и обработка проб. Аналогичные заявки используются лаборантами при взятии капиллярной крови, поэтому нет необходимости в бумажных направлениях на исследования. Возможность использования информационной системы позволяет более чётко организовать работу на преаналитическом этапе, как вне лаборатории, так и в ней самой, и способствует сокращению времени от взятия крови до подготовки проб непосредственно для исследования, что, без сомнения, улучшает качество процесса лабораторной диагностики в целом.
Это представляется очень важным, поскольку большая часть лабораторных ошибок возникает именно на внелабораторной части преаналитического этапа. По данным зарубежных авторов лабораторная ошибка на этом этапе может достигать 46-56% [3], в то время, как проконтролировать преаналитический этап исследования наиболее сложно.

3. Аналитический этап работы
После подготовки аппаратуры, реактивов, калибровки выполняются исследования с применением различных анализаторов. По мере выполнения работы система собирает с рабочих мест результаты исследований. Это происходит в автоматическом режиме, если аппаратура снабжена интерфейсом для работы с персональным компьютером, или данные вводятся вручную в подготовленный системой электронный рабочий лист, в любом случае сокращается время регистрации выполненных исследований. Данные из рабочих листов автоматически по команде разносятся по бланкам заказов и соответствующим образом кодируются (рис. 2).

Рис. 2. Работа с электронным рабочим листком

Алгоритм работы на автоматическом анализаторе, имеющем подключение к сети, следующий: формирование плана работы на текущую дату, настройка соответствующей компьютерной программы, работа на приборе с пробами, автоматизированное заполнение электронного рабочего листа, перенос информации в базу данных, распределение полученных результатов по электронным амбулаторным картам и историям болезни. Расчёт дополнительных данных, если это необходимо, происходит в автоматическом режиме. В базу данных настроек КМИС внесены референтные значения показателей, определяемых в лаборатории, параметры, не укладывающиеся в нормы, автоматически отмечаются. Особенности сыворотки (мутность, наличие гемолиза, желтушность), фиксируются в примечании. Это может служить причиной невыполнения отдельных анализов или основанием для повторного взятия крови при выраженных изменениях в сыворотке. После внесения всех данных и проверки правильности ввода врач или лаборант в документе ставят свою индивидуальную электронную цифровую подпись, после чего документ сохраняется в базе данных и изменению не подлежит. Время окончания работы с документом также фиксируется системой. При необходимости ответ пациенту может быть выдан регистратурой в распечатанном виде. Для облегчения восприятия врачом результатов исследования используется единая форма бланка. В случае утраты оригинала бланка-ответа, возможен поиск в архиве базы данных и повторная распечатка результата. Таким образом, исключается необоснованное дублирование исследования.
Кроме этого, такие функции системы, как автоматическое построение графика динамического изменения лабораторных параметров, позволяют врачу наглядно оценить результаты лабораторных исследований в динамике (рис. 3)

Рис. 3. Графики изменения лабораторных параметров в динамике


На всех этапах работы исключена ошибка, связанная с искажением данных пациента, неправильной передачей информации от анализатора в электронный бланк ответа. Ускорение лабораторного процесса происходит за счёт автоматизированного внесения результатов, а при отсутствии такой возможности, т. е. если анализатор не подключен в сеть, результаты в базу данных вносятся вручную с рабочего листа или с распечаток, которые выдаются анализатором.
Использование врачом результатов исследования возможно сразу после сохранения их в базе данных. Компьютерная система обеспечивает быстрый поиск нужного исследования и позволяет эффективно наблюдать пациента в динамике.
При помощи Карельской медицинской информационной системы в лаборатории возможна статистическая обработка выполненной работы. Благодаря информационной системе пользователи лаборатории имеют возможность выяснить, какой объём работы выполнен по каждому разделу лабораторной диагностики за любой промежуток времен, что важно для определения оптимальной нагрузки и вида работы для каждого специалиста лаборатории. Благодаря возможностям системы процесс составления отчётов о работе не требует значительного времени. Имеется возможность контроля, и учёт расхода рабочего времени врачей и лаборантов, затраченного на лабораторные исследования согласно приказу № 380 МЗ РФ от 25.12.1997 г.
Очень значима для лаборатории возможность использования электронной почты в общении с врачами и фирмами-поставщиками реактивов и оборудования. Электронная почта даёт возможность поддержания постоянного контакта лаборатории с врачами. Вся необходимая оперативная информация передаётся из лаборатории по электронной почте, это информация о новых исследованиях, особенностях интерпретации; по электронной почте доводится информация об изменениях, связанных с методиками исследований, референтными значениями. Заказ реактивов и необходимых материалов также осуществляется по электронной почте. Врачи-клиницисты очень положительно отмечают возможность информирования их системой каждое утро по электронной почте о выполненных лабораторных исследованиях пациентам, что особенно актуально в амбулаторных условиях, поскольку кратность осмотров в поликлинике 1-2 раза в неделю. В этой ситуации еще до визита пациента врач имеет результаты исследований перед глазами.
Обеспечение требований безопасности и конфиденциальности возможно только при использовании информационных систем [4]. Благодаря работе в рамках КМИС доступ к лабораторной информации строго ограничен. Каждый работник лаборатории работает строго под своим паролем и имеет свою электронную подпись, что также способствует чёткости в работе и корректному разрешению конфликтных ситуаций.
Все работающие в поликлинике и в лаборатории, в частности, имеют возможность использовать информационный сайт системы, который содержит электронную медицинскую библиотеку, законодательные акты.
Нельзя сказать, что подобной организацией работы решены все проблемы, связанные с лабораторной диагностикой. Но, тем не менее, эффект использования компьютерной технологии значителен. Использование КМИС в лаборатории – реальная возможность улучшения качественной стороны работы лаборатории и экономии времени в процедурах, не связанных с самими лабораторными исследованиями.

Таким образом, при использовании в лаборатории КМИС решаются следующие задачи:
1) повышается достоверность лабораторных исследований, уменьшается вероятность случайной ошибки за счёт практически полного отсутствия «бумажной» технологии на всех этапах лабораторного исследования – преаналитического, аналитического и постаналитического;
2) происходит ускорение процесса диагностики благодаря снижению затрат времени на работу, не связанную с выполнением исследований;
3) осуществляется информационная поддержка аналитика;
4) решаются административные задачи.
Литература

1. Гридина И. В., Шалабина И. С. Обеспечение качества лабораторной диагностики в Республике Карелия. Клин. лаб. диагн. 2003. № 5. С. 54-58.
2. Каллнер А, Хоровская Л. А, Эммануэль В. Л. и др. Клин. лаб. диагн. 2001. № 9. С. 44-52
3. Мошкин А. В., Долгов В. В. Обеспечение качества в клинической лабораторной диагностике. М., 2004. С. 4-13
4. Отставнов Г. Ю. Лабораторные информационные системы – цели установки, основные функции, проблемы выбора и внедрения. Справочник заведующего КДЛ. 2006. №1. С. 29.
5. Гусев А.В. и соавт. Медицинские информационные системы. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. – 2005. – 404 с.