Разработаны концептуальные подходы к применению соцкарты в здравоохранении

Дата публикации - 02/15/2010
По поручению Президента РФ Дмитрия Медведева в ближайшие несколько лет в России будет выстроена система оказания государственных и муниципальных услуг на всей территории страны в электронном виде. Ключевым элементом системы станет электронная социальная карта — идентификационный ключ гражданина, - организованная на основе национальной платежной системы (проект единой федеральной платежно-информационной системы в настоящее время также разрабатывается).

С помощью социальной карты будут существенно расширены возможности по оплате госуслуг и получению социальных выплат в безналичной форме: карта откроет доступ граждан к государственным электронным сервисам всех ведомств на всей территории страны. По оценкам экспертов, создание системы для использования социальных карт может стоить более 75 млрд руб.

Председатель правительства РФ Владимир Путин, выступая на заседании правительственной комиссии по вопросам регионального развития в Уфе, поручил руководителям регионов взять под личный контроль внедрение электронных госуслуг, а на федеральном уровне - как можно быстрее урегулировать все законодательные и организационные вопросы внедрения электронных социальных карт.

Первый этап самого масштабного проекта по информатизации социальной сферы в России завершен: разработан системный проект использования соцкарт в РФ, который станет основой для дальнейшей работы. Конкурс на разработку системного проекта был проведен Минздравсоцразвития в ноябре 2009 г. Победителем стала компания «АйТи», а членами консорциума - производитель микроэлектроники «Ангстрем», интеграторы «Компьюлинк», «КОРУС Консалтинг» и IBS, платежная система «Сберкарта» и ФГУП НТЦ «Атлас».

Задачей «КОРУС Консалтинг» стала разработка концептуальных подходов к использованию соцкарты как идентификатора личности в системе здравоохранения, медицинского страхования и лекарственного обеспечения.

Созданы регламенты и технические задания для практической разработки соцкарты при планировании и оказании медицинской помощи, учета оказанных услуг, выписки льготных рецептов и обеспечения лекарствами «льготников». Были разработаны прототипы информационных систем для использования соцкарт в поликлиниках и больницах, при оказании скорой помощи, при выписке и отпуске льготных лекарств.

«С помощью электронной карты ее владелец сможет быстрее записаться на прием к врачам в регистратуре поликлиники, информационном киоске, а также через Интернет. Ряд медицинских информационных систем, которые мы внедряем в лечебно-профилактических учреждениях, уже сегодня позволяют записаться на прием через Интернет, без личного посещения. Карта еще более упростит этот процесс», - рассказывает Геннадий Орлов, директор направления медицинских информационных систем «КОРУС Консалтинг» - «На электронной карте будет храниться только идентификационная и витальная (аллергии, лекарственная непереносимость) информация, необходимая при оказании экстренной помощи — то есть врач «скорой помощи» или любой медицинский специалист сможет быстро узнать, какие у пациента противопоказания». Используя эту же карту, врач выпишет электронный рецепт, по которому гражданин может получить льготное лекарство в специальной аптеке. Персональные данные граждан при этом будут защищены в соответствии с 152 федеральным законом. При помощи карты ведется и учет расходов на медицинскую помощь в части обязательного медицинского страхования, т.е. карта должна заменить собой страховой полис.

Введение такой электронной карты должно происходить на федеральном уровне, с участием всех заинтересованных ведомств – Минздравсоцразвития, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, МВД, налоговых служб и так далее. Только в этом случае удастся реализовать наиболее полный набор электронных услуг, которые сможет получать гражданин при помощи соцкарты. Если получится создать систему, при которой все идентификационные данные гражданина будут находиться на такой социальной карте, а различные ведомства будут иметь доступ к единым электронным базам данных, то это облегчит процесс получения госуслуг гражданами, а государство сможет сократить бюрократический аппарат.

Сейчас в сфере социального обеспечения множество проблем связано с тем, что различные системы и базы данных государственных органов разрознены, между ними нет никакой связи. Отсутствуют четкие и прозрачные механизмы определения прав на льготное обеспечение, эффективные механизмы начисления и предоставления льгот. При этом важно отметить, что существует большое количество федеральных, муниципальных и ведомственных льгот, в то время как граждане очень слабо информированы о возможностях их получения.

Обслуживание и взаимодействие с гражданами строится в основном за счет непосредственного «личного» взаимодействия, «ручной» идентификации, ввода, поиска и обработки данных. Учитывая огромное количество граждан и возможных социальных услуг, обеспечить качественное обслуживание населения в таком режиме не удается. Отсюда — очереди, жалобы на бюрократию, неэффективность взаимодействия общества и государства.

Один из ключевых вопросов оказания государственных услуг в электронном виде – это обеспечение юридической значимости действий и документов. Для ее обеспечения (то есть для того, чтобы гражданину можно было бы предоставить положенные социальные услуги и льготы) надо, чтобы гражданин был идентифицирован, то есть однозначно определено, кто он, обеспечена его аутентификация — подтверждение, что это именно тот человек, за которого он себя выдает. Соответственно, необходимо обеспечить выполнение этих функций и защиту самой электронной цифровой подписи от неправомерного использования. Все эти задачи должны быть решены с помощью унифицированной социальной карты гражданина.

В некоторых регионах России уже работают региональные социальные карты, но почти все эти проекты имели существенные недостатки, не позволяющие масштабировать данные решения на все регионы России. Принципиальная ошибка некоторых проектов в регионах – это, например, размещение на карте медицинских данных пациентов. Это требует совершенно другого уровня защиты данных на карте, который не был реализован в этих проектах. Международный опыт показывает, что карта именно как идентификатор, а не карта как носитель большого количества медицинской информации, - наиболее правильный выбор. Если карта будет «собирать» на себя информацию о человеке в течение всей жизни, то стоимость носителя существенно увеличится, за счет роста количества хранимой информации.

Кроме разработанных концептуальных документов, в рамках госконтракта с Минздравсоцразвития участники консорциума создали демонстрационный стенд, представляющий весь процесс изготовления универсальной социальной карты и ее применение в сфере здравоохранения и социального развития. В 2010 году планируется продолжение проекта в нескольких пилотных регионах. Заявки на участие в пилотном проекте поступили в Минздравсоцразвития от Астраханской, Архангельской, Воронежской и Московской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Коми, Алтайского края и Москвы.

Источник: http://www.korusconsulting.ru/press-room/news/news_348.html