Вт 03 Ноя 2009 | 1250

Какой быть медицинской информационной системе

Главной целью проведенной в октябре X всероссийской конференции “Информационные технологии в медицине ‘2009” являлась координация усилий всех заинтересованных участников, занятых созданием единой информационной системы здравоохранения в нашей стране. В течение двух дней в рамках секционных заседаний и круглых столов представители государственных структур, принимающих решения в данной области на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также руководители медицинских учреждений и разработчики медицинских информационных систем (МИС) обсуждали наиболее актуальные вопросы и направления информатизации российского здравоохранения. Одним из наиболее интересных на форуме стал круглый стол, проходивший под руководством директора Департамента информатизации Минздравсоцразвития РФ Олега Симакова и посвященный проблемам разработки МИС и их развертывания в лечебных учреждениях.
По мнению всех присутствовавших, главная трудность на пути информатизации отечественного здравоохранения заключается в отсутствии типовых решений, которые могли бы внедряться повсеместно. Именно поэтому сегодня первостепенное значение приобретает задача создания тиражируемых МИС, а не автоматизации отдельных клиник, где, несомненно, можно наблюдать отдельные успехи.

По словам Олега Симакова, данная задача осложняется тем, что для автоматизации сети здравоохранения, в которую входит свыше 10 тыс. лечебных учреждений и 46 тыс. филиалов, нужно иметь как минимум 200 наименований систем — при условии, что их тиражность будет составлять не менее 50 экземпляров. А если таких систем будет всего пятьдесят, то тогда тиражность каждой из них должна достигать двухсот экземпляров. Очевидно, что такого количества тиражных систем в стране нет. И очень маловероятно, что они появятся в ближайшее время, поскольку вряд ли кто-нибудь из отечественных разработчиков ПО в состоянии не только продать 200 экземпляров своего продукта, но и обеспечить его внедрение на местах.

И дело здесь во многом объясняется тем, что МИС мало напоминает коробочный продукт, поскольку требует очень серьезной адаптации к специфике конкретного учреждения, а также практически ежегодно нуждается в существенных доработках в связи с развитием медицинских технологий. Поэтому для ее внедрения необходимы особый опыт и отдельные специалисты. Однако, как отмечали участники круглого стола, не нужно уповать на то, что решением данной задачи займутся разработчики. Они могут лишь поддерживать и обучать некоторое количество специалистов по внедрению, которые будут знать специфику как медучреждений в своем регионе, так и обслуживаемых ими систем.

Придерживаясь такой точки зрения, Олег Симаков призвал создавать сеть франчайзинговых фирм, которые будут заниматься внедрением и сопровождением МИС — аналогично тому, как это делают, например, компании “Парус” и “1С” для распространения своих систем управления финансами или предприятием. И несмотря на то, что сегодняшние МИС намного сложнее привычных управленческих программ, разработчики медицинских систем, по его мнению, должны создавать такой продукт, в котором будет четко прослеживаться вся цепочка обеспечения его работоспособности. “Внедряя полученное по франчайзингу коробочное решение, мы понимаем, что цикл исправления базового продукта обычно составляет полтора-два месяца, это время требуется для обобщения замечаний, концептуальной отработки решения, реализации, проверки, комплексного тестирования и оформления документации”, — подчеркнул он.

Исходя из этих требований системы, поступающие в фонд алгоритмов и программ Минздравсоцразвития (предполагается, что он заработает с 1 декабря текущего года), должны в обязательном порядке передаваться в виде исходного кода, на основе которого будут собираться дистрибутивы для распространения в лечебных учреждениях. “Мы не собираемся получать неизвестно какую версию того или иного продукта. Разработчики должны приносить нам исходные тексты и предъявлять сертификат соответствия типовым требованиям, т. е. выполнять тот набор требований, который позволит сделать систему промышленной. Очевидно, что подобный механизм влечёт за собой большие затраты, но давайте искать возможности для решения этой задачи. Ведь именно таким образом работают крупнейшие производители ПО”, — заявил Олег Симаков.

Вместе с тем, по его убеждению, внедрение МИС в региональных медицинских учреждениях не должно сопровождаться передачей туда исходных текстов: “Как только мы отдадим программный код, система перестанет быть типовой. Поэтому рекомендация Минздравсоцразвития такова: любая доработка на местах осуществляется так, чтобы не затронуть ядро системы. А если нужны усовершенствования в ядре, то пусть ЛПУ отправляют нам заявку, а мы будем делать это за свои деньги. Такой подход, несомненно, затянет процесс внесения изменений, но я очень надеюсь, что в нашем фонде алгоритмов и программ будет храниться не одна система, а как минимум пять ”.

Участники круглого стола высказывали также озабоченность отсутствием в России сколь-нибудь внушительного рынка ИТ-средств для медицины. Связано это, по их мнению, с тем, что руководители организаций здравоохранения плохо понимают, какие бюджеты они могут потратить на внедрение тех или иных технологий. В то же время суммарно они тратят много денег на ИТ, но траты эти хаотичные и нецелевые.

Однако Олег Симаков не согласился с этим, заявив, что такой рынок в стране уже существует, причем довольно емкий в финансовом отношении. В качестве доказательства он привел некоторые приблизительные расчеты. Так, в настоящее время в стране насчитывается порядка 8—8,5 тыс. неавтоматизированных ЛПУ, а средние затраты на адаптацию бесплатного (взятого из фонда алгоритмов и программ) продукта составляют 3—5 млн. руб. В рамках федерации это уже означает величину от 25 до 45 млрд. руб. А если брать в расчет не бесплатное, а лицензионное ПО, то эта цифра становится еще больше. Так что, считает Олег Симаков, здесь есть о чём задуматься. Другой вопрос — найдутся ли деньги в субъектах РФ на автоматизацию этих ЛПУ.

Что же касается выделения отдельного бюджета на ИТ, то, по приведенным им сведениям, средние цифры зависят от отрасли и колеблются в пределах 2,5—11%. Чем отрасль более высокотехнологична и чем больше она зависит от работы персонала, тем выше должны быть и затраты на ИТ. Так что если за оказание медицинской помощи Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) тратит около триллиона рублей, то бюджет на ИТ должен составлять 7% от этой суммы. Далее Олег Симаков прокомментировал свои расчёты: “Очевидно, что никто и никогда таких средств не выделит. Но в нынешние дни информатизация здравоохранения — не наша с вами прихоть, а элемент нормального процесса организации лечения граждан. Поэтому единственный вариант финансирования эксплуатации и развития ИТ — это включение данных затрат в соответствующие страховые тарифы. И сегодня Департамент информатизации Минздравсоцразвития вместе с Управлением информационных технологий ФОМС проводят единую политику, направленную на реализацию данного принципа. Но когда этот вопрос решится, неизвестно”.

Еще одной темой, вызвавшей оживленную дискуссию за круглым столом, стала необходимость существования ИТ-отделов в линейных медицинских учреждениях. По мнению Минздравсоцразвития в лице Олега Симакова (а с ним согласны далеко не все участники), ИТ-специалисты на местах не нужны — за исключением особо сложных случаев типа Института гематологии. Вместо этого надо усиливать территориальные медицинские информационно-аналитические центры и аналогичные учреждения, которые должны стать центрами внедрения и поддержки МИС. “Сегодня непрофильные, но требующие высокого профессионализма услуги должны оказываться исключительно на условиях аутсорсинга. Конкурсное поддержание профессиональной команды гораздо эффективнее, чем содержание собственных кадров”, — убежден Олег Симаков.

И наконец, в рамках круглого стола обсуждались вопросы, связанные с введением в силу с 1 января 2010 г. Закона о персональных данных (ЗоПД). Этот документ, как считают многие разработчики, содержит массу “белых пятен”, поэтому чтобы обеспечить создание МИС, отвечающих всем требованиям законодательства, необходимо, в частности, принять на федеральном уровне закон об электронных персональных медицинских записях, который позволит решить проблему уничтожения, а соответственно и деперсонификации медицинских данных.

Со своей стороны Олег Симаков разочаровал разработчиков, заявив, что в ближайшее время ждать появления такого закона не стоит. Дело в том, что МИС относятся к спецсистемам, так что они скорее всего будут выведены за рамки действия ЗоПД. Однако на деле это не станет решением проблемы, а будет означать лишь то, что исполнение ЗоПД откладывается на некоторое время. При этом следует учитывать, что бухгалтерские и кадровые системы никоим образом не выпадут из действия данного закона, и каждому ЛПУ придется удовлетворять его требованиям.

Источник: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=120828

Назад к новостям