Электронные календари Карельской медицинской информационной системы

Описание основных возможностей

В состав Карельской медицинской информационной системы включена подсистема планирования рабочего времени, предназначенная для повышения эффективности организации работы сотрудников ЛПУ, оптимизации потока пациентов и сбора статистики о нагрузке на персонал.

Данная подсистема представляет собой комплекс взаимосвязанных и тесно интегрированных в ядро КМИС персональных календарей сотрудников ЛПУ или отдельных служб. Каждый диагностический кабинет или отдельный врач может иметь свой собственный календарь, составленный с учетом нормативов рабочего времени и особенностей приема. Управляющий календаря, а также все остальные пользователи, которым администратором системы по согласованию с руководством ЛПУ разрешен к нему доступ, могут в групповом режиме занимать свободные электронные номерки в календаре, записывая на них пациентов.

В каждом календаре предусмотрено несколько режимов записи пациента на электронный номерок - непосредственно через календарь, из амбулаторных карт или историй болезни, а также прямо из некоторых документов (например, "Осмотр врача" или "Консультация"). В последнем случае для записи пациента на исследование или консультацию достаточно всего несколько секунд, что позволяет значительно экономить время врача на приеме. Фактически, календари КМИС позволяют на практике реализовать т.н. "Электронную очередь", а значит - эффективно бороться с очередями пациентов.


Самое главное назначение календаря — это оптимальное планирование работы ЛПУ и сокращение очередей. Пациенты, записанные через электронный календарь КМИС, приходят точно в назначенное и удобное для них время. Врачи и медсестры ЛПУ ведут свою работу без простоев или авральных приемов. За счет этого повышается качество их работы и доступность медицинской помощи.

Использование электронных календарей в организации работы врачей или диагностических кабинетов позволяет обеспечить равномерную плотную нагрузку на сотрудников, тем самым исключая простои и/или неуправляемые очереди пациентов перед кабинетами. За счет этого достигается максимальная эффективная нагрузка. Для пациентов это удобно тем, что они проходят к врачу или на исследование в точно установленное время и без очередей. По нашим наблюдениям, применение календарей позволяет практически полностью сократить очереди пациентов перед диагностическими и лечебными кабинетами в стационаре, и снизить их в поликлинике на 30-60%.



Пример работы в электронном календаре КМИС.

Календарь имеет разнообразные опции для настройки под конкретные нужны врача или кабинета диагностики: 6 режимов отображения информации (простой, с подписями, со скрытой информацией, с адресами, с местом работы и т.д.). Имеется 6 режимов отображения записей по дням (на 1 день, на 2 дня, на рабочую неделю, на полную неделю, на 2 недели, на месяц). Предусмотрена возможность индивидуально каждому пользователю настраивать представления данных в любых календарях КМИС (простой список с ФИО пациента и назначениями, информация о месте работы или месте проживания, отметки о назначенных или комментарии и т.д.). Имеются дополнительные представления: вакансии (списки свободных номерков), поиск пациентов по фамилии, варианты записей и т.д.). Одна из наиболее ценных возможностей - это просмотр списка всех назначений пациенту, сделанных в любых календарях системы (рисунок ниже). Эта функция позволяет врачу или медсестре всего одним щелчком мыши увидеть наглядную картину всех назначений, которые были сделаны данному пациенту, в хронологическом порядке.

Доступ к списку всех назначений, сделанных пациенту во всех календарях ЛПУ

Используется несколько режимов создания записей (по одной в ручном режиме, на день, на свободный период или копирование по образцу), а также несколько режимов записи в календарь – в ручном режиме через выбор времени, автоматическая повторная запись и автоматическая повторная запись в любой другой календарь. Кроме того, 2 последних режима доступны не только из календаря, но из АК или ИБ пациента.

Календарь КМИС имеет широкие возможности индивидуальной настройки. В нем различаются 4 уровня доступа пользователей – администратор, супер-хозяин, хозяин, рядовой пользователь. Кроме этого, предусмотрены специальные функции для хранения скрытой информации (например, в гинекологии или психиатрии). В каждом календаре можно отображать информацию о хозяине календаря на заглавной странице, включая личную фотографию, место работы и рабочий телефон. Возможность получения по одному щелчку доступа к личной карте хозяина календаря в базе данных отдела кадров.

В каждый календарь встроены разнообразные автоматические функции обслуживания (очистка удаленных записей, синхронизация изменений в паспортных данных пациентов, удаление устаревших номерков). Особое место занимает привязка к статистической подсистеме, включая автоматический расчет показателей нагрузки за неделю, месяц и год. Предусмотрена возможность ручного создания отчета за любой день или месяц, а также автоматический расчет процента выполнения нормативов рабочего времени.

Имеются несколько методов ограничения занимаемых номерков, которые используются в службах, выполняющих дорогостоящие или очень востребованные исследования (например, УЗИ):
  • Встроенная подсистема лимитов позволяет, при необходимости, ограничивать количество используемых каждым пользователем номерков. При этом возможно ограничить общее количество номерков, которые может занять пользователь, либо указать только ежедневный лимит доступных для пользователя номерков, либо указать максимальное число определенных назначений, которые могут быть выполнены в данном календаре на 1 рабочий день
  • Встроенная подсистема ограничения доступа позволяет скрывать определенные номерки от определенных пользователей или их групп или разрешать запись пациентов только на определенные периоды времени или определенные виды назначений.

Календари снабжены встроенной интерактивной справкой, которая позволяет быстро и подробно изучить все возможности подсистемы планирования рабочего времени.

Интеграция и дополнительные функции


Для подсистемы планирования рабочего времени КМИС разработаны несколько дополнительных опций, расширяющих функциональные возможности данного модуля.

  • Электронная регистратура - специальное программное обеспечение для предоставления функции записи и самозаписи пациентов на прием к врачу через Internet.
  • Информационное табло КМИС - позволяет выводить информацию о расписании работы врачей, свободных и занятых номерках на информационные экраны (большие мониторы) в регистратуре, холлах ЛПУ и т.д. - для информирования пациентов о текущей доступности сотрудников ЛПУ и графиках их работы.
  • SMS-шлюз - позволяет организовать рассылку SMS-уведомлений пациентам о необходимости визита к врачу, напоминаний и т.д.

Также важно отметить, что в случае совместной работы календарей КМИС с "Электронной регистратурой", становятся доступны следующие дополнительные возможности:
  • Интеграция с СМЭВ/региональными порталами госуслуг в части оказания государственной услуги записи к врачу через Интернет
  • Интеграция с федеральным сервисом записи к врачу через Интернет (ФЭР, входит в состав ЕГИСЗ).

Смотрите также:

Скачать презентацию "Электронные календари КМИС"
Описание "Электронная регистратура" - специальное программное обеспечение для предоставления функции записи и самозаписи пациентов на прием к врачу через Internet.
Описание программы "Информационное табло КМИС"