Правительство утвердило правила ведения федеральных регистров ВИЧ-больных и больных туберкузелом

Гусев Александр Владимирович
Зам. директора по развитию, к.т.н.

04/15/2017 |776

Премьер-министр России Дмитрий Медведев своим Постановлением №426 от 8 апреля 2017 утвердил «Правила ведения Федерального регистра лиц, инфицированных ВИЧ, и Федерального регистра лиц, больных туберкулёзом» (далее – Регистры), внесенных ранее в Правительство Минздравом России.

Документ доступен по адресу http://government.ru/docs/27233/

Правила определяют порядок ведения соответствующих федеральных регистров, включающих в себя федеральные и региональные сегменты, а также порядок предоставления сведений. Федеральные регистры будет вести Минздрав России. Региональные сегменты регистров должны формироваться на уровне субъекта Российской федерации, ответственными за это назначены органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья (региональные министерства / департаменты здравоохранения).

Федеральные регистры должны содержать следующие сведения:
а) СНИЛС (при наличии)
б) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении
в) дата рождения
г) место рождения
д) пол
е) адрес места жительства и (или) места пребывания с указанием кода по государственному адресному реестру [речь идет о федеральной информационной адресной системе – ФИАС, https://fias.nalog.ru/ ]
ж) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов (с указанием вида документа)
з) дата включения сведений в соответствующий федеральный регистр
и) диагноз заболевания (состояние), включая его код по МКБ-10
к) сведения о наличии инвалидности (в случае установления группы инвалидности или категории ребенок-инвалид)
л) результаты диспансерного наблюдения
м) сведения об изменениях в состоянии здоровья
н) сведения об оказанной медицинской помощи
о) сведения о назначении и выписывании лекарственных препаратов
п) сведения об отпуске лекарственных препаратов
р) сведения о медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание (с указанием наименования медицинской организации, основного государственного регистрационного номера, кода по ОКПО)
с) сведения о медицинской организации, направившей (актуализировавшей) сведения или сформировавшей запись об их исключении (с указанием наименования медицинской организации, основного государственного регистрационного номера, кода по ОКПО)
т) уникальный номер регистровой записи

Фактически, речь идет о том, что в федеральный регистр ВИЧ-больных и больных туберкулезом должна передаваться полноценная электронная медицинская карта (ЭМК) пациента, содержащая не просто персональные паспортные данные, но и подробные медицинские сведения.

Порядок работы регистров следующий:
1. Уполномоченные работники медицинских организаций [читай – лечащие врачи], оказывающие медицинскую помощь больным ВИЧ и туберкулезом в течение 3 рабочих дней после установления соответствующего диагноза или актуализации данных об установленном ранее диагнозе представляют указанные выше сведения в электронном виде в орган управления здравоохранением (ОУЗ). Региональные МО – в региональный ОУЗ, федеральные МО – в федеральный (т.е. в Минздрав). При этом уполномоченный работник должен пройти авторизацию через ЕСИА. Еще один важный момент – что предоставление сведений региональными МО должно осуществляться в региональный ОУЗ той территории, где проживает больной – а не в «свой» местный минздрав/департамен. Другими словами – если региональное МО регистрирует ВИЧ-пациента или больного туберкулезом, проживающего в другом регионе – то передавать сведения о таком пациенте надо в орган управления здравоохранением (ОУЗ) того региона, где живет пациент, а не в тот ОУЗ, которому данное МО подчиняется.
2. Уполномоченный сотрудник соответствующего ОУЗ (региональный/федеральный Минздрав) размещает полученные сведения в своем (региональном/федеральном) сегменте Регистра не позднее 10го числа следующего после получения данных месяца. Опять же – при условии авторизации через ЕСИА. Размещение сведения осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
3. Если сведения размещаются в региональном сегменте – то они в режиме реального времени должны тут же поступить в федеральный сегмент.
4. Если пациент умер, либо переехал на постоянное место жительства за рубеж, либо прекратилось диспансерное наблюдение больного туберкулезом – то необходимо передать информацию об этом в федеральный регистр, в котором в течение 2 дней данные о таком пациенте и его медицинские записи будут помещены в архив.
5. Если пациент уехал в другой регион на срок более 6 месяцев, то сведения о таком пациенте и его заболевании должны быть исключены из регионального сегмента того субъекта РФ, где он проживал – и переданы в тот сегмент, где он будет проживать теперь.

Обеспечение конфиденциальности персональных данных, а также меры по защите информации осуществляется соответствующим организациями, которые работают с Регистрами – федеральным Минздравом, региональными ОУЗ и медицинскими организациями.

Сведения о лицах, инфицированных вирусом ВИЧ, и лицах, больных туберкулезом, диагноз заболевания которым установлен до вступления в силу данного постановления, должны быть включены в региональный сегмент не позднее 1 июля 2017 г. Здесь есть сложность: «Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека» (ФРВИЧ), уже создан и запущен в работу Минздравом еще в конце 2016 г. А вот хоть что-то конкретное о «Федеральном регистре больных туберкулезом» пока неизвестно. Получается, что у медицинских организаций, Минздрава и региональных ОУЗ осталось 2,5 месяца на запуск соответствующей системы, ее наладку, настройку, подключение и внесение данных. Сроки очень сжатые.


Интерфейс федерального регистра лиц, инфицированных ВИЧ

Дополнительные сведения о ФРВИЧ, имеются на «Портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ» по адресу https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials, раздел «Все материалы» - > ЕГИСЗ -> ФРВИЧ. Там представлены формы заявок на подключение к Регистру, формат предоставлений сведений (сейчас это документ Microsoft Excel), инструкции по работе с программным обеспечением и обучающие видео-ролики. Какой-либо дополнительной информации о «Федеральном регистре лиц, больных туберкулезом» пока на портале нет.

Комментарий: в общем виде архитектура, состав данных и обязанности участников информационного обмена понятны. Федеральный регистр ВИЧ-больных уже создан, по нему имеется достаточно добротно проработанные информационные материалы, с помощью которых можно уже сейчас реально работать с этим регистром и, насколько известно – его наполнение уже осуществляется. Что будет с Федеральным регистром больных туберкулезом – пока неизвестно.

Интересно, что в документе «Вопросы и ответы по ведению ФРВИЧ», доступном по адресу https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/475, обсуждается регистрация сведений об анонимных пациентах – в документе сказано, что регистрация таких сведений необходима, цитирую «… для формирования статистических форм определённых нормативно-правовыми актами и документами. Обеспечение возможности внесения в ФРВИЧ анонимных пациентов планируется в рамках развития ФРВИЧ». При этом в документе говорится о том, что «ведение ФРВИЧ должно осуществляться в соответствии с требованиями постановления Правительства». Однако опубликованный в постановлении Правительства состав сведений является персонифицированным и регистрация анонимных данных им не предусмотрена. При этом известно, что СПИД-центры допускают регистрацию анонимных данных о ВИЧ-больных, чтобы не «отпугивать» их от обращений и позволять проходить необходимое лечение, не боясь огласки и утечки данных о заболевании. Видимо, теперь с таким подходом придется как-то разбираться и что-то менять.

Сейчас во многих медицинских организациях, осуществляющих выявление, диспансерное наблюдение и лечение ВИЧ-пациентов и больных туберкулезом, применяются различные медицинские информационные системы (МИС). Приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания ЕГИСЗ» предусмотрен принцип «однократного ввода, многократного использования первичной информации (полученной от медицинского (фармацевтического) работника, гражданина, должностного лица), в том числе для целей управления здравоохранением» - см.
https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/99. Таким образом - должна быть реализована автоматическая передача данных о пациентах из МИС МО в региональный/федеральный сегменты Регистров. Пока понимания – как именно можно обеспечить интеграцию существующих МИС МО с Регистрами – нет, т.к. пока не опубликованы соответствующие Протоколы информационного обмена.

Появление интеграционного шлюза в Регистрах и необходимой технической документации, включая описание API и сценариев интеграции, позволило бы обеспечить автоматическую передачу сведений в регистры из существующих медицинских информационных систем. Пока этого нет, выполнять указанный в Постановлении правительства №426 срок занесения данных можно только в ручном режиме, работая непосредственно с соответствующей федеральной информационной системой.

При этом напомню, что ранее Руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский критиковал идею создания ФРВИЧ, в том числе из-за сложностей с регистрацией сведений, http://vademec.ru/news/2017/01/17/glava-federalnogo-spid-tsentra-raskritikoval-edinyy-registr-vich-infitsirovannykh-/. Решение вопроса об интеграции МИС с Регистрами позволило бы решить часть проблем, на которые он обращал внимание, упростить работу по наполнению Регистров и повысить таким образом их эффективность и качество обрабатываемых данных.





Подписка на новости