О развитии ЕПГУ и будущем региональных «Электронных регистратур»

Гусев Александр Владимирович
Зам. директора по развитию, к.т.н.

09/17/2016 |1417

Для региональных сервисов записи к врачу через Интернет, чаще называемых «Электронными регистратурами», предстоят серьезные корректировки в своем развитии.

26 августа 2016 г. состоялось очередное заседание «Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности» под председательством зам. министра связи А.О. Козырева. Протокол заседания №328пр доступен по адресу http://minsvyaz.ru/uploaded/files/26082016-328pr.pdf.

Одной из важных тем, которая обсуждалась на этом совещании, стала оптимизация государственной услуги «Запись на прием к врачу». По данному вопросу выступила директор департамента информационных технологий и связи Минздрава (ДИТиС) Е.Л. Бойко, а также представитель Минкомсвязи А.В. Павлович. Результатом работы комиссии стало (раздел V, п.1-п.5):

  1. Одобрение предложенного плана мероприятий по оптимизации предоставления данной услуги, в том числе создание по инициативе Минздрава раздела «Мое здоровье» на ЕПГУ (об этом, например, можно почитать тут: http://riaami.ru/read/na-portale-gosuslug-poyavitsya-lichnyj-kabinet-polzovatelya-moe-zdorove)
  2. Поручение Минкомсвязи совместно с Минздравом разработать критерии, с помощью которых будет определяется условие сохранения региональных порталов записи к врачу через Интернет. Срок - до 30.10.2016.
  3. Направление регионам рекомендации по подключению услуги «Запись на прием к врачу» на ЕПГУ (об этом ранее уже было отдельное соответствующее письмо Минздрава № 18-1/1202 от 28.07.2016, см. http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/koncentrator_fer.htm)

Кроме этого, обсуждались различные вопросы, так или иначе связанные с развитием «электронного правительства). В контексте «Электронных регистратур» можно отметить следующие моменты:

  1. Необходимо обратить внимание на уровень ошибок в работе информационных систем и обеспечивать определенный уровень качества их работы, указанный в «Требованиях к качеству функционирования информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (раздел I, п.10). Документ доступен по адресу http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/03/trebovania_k_kachestvu_is.docx
  2. Регионам рекомендовано усилить работу по достижению 50% зарегистрированных в ЕСИА граждан, что предусматривается Указом Президента РФ №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 07.05.2012 (раздел I, п.11 и п.12, раздел II и раздел VI). Документ доступен тут: https://rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html

В целом сейчас федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) в том, что касается «электронного правительства», продвигают различные концепции и идеи, так или иначе направленные на повышение эффективности гос. услуг. Это и развитие МФЦ, это продвижение принципа «одного окна», это и в том числе исключение дублирования затрат, особенно при внедрении новых государственных услуг и сервисов. Считается, что новые гос. услуги должны сразу появляется на ЕПГУ и не должны дублироваться на региональных порталах – это удобно гражданам и разумно с точки зрения экономии государственных средств. Более того, консолидация услуг на ЕПГУ позволяет лучше обеспечивать их качество и доступность за счет централизации и функционирования базовых сервисов (например, разумнее использовать один общефедеральный сервис авторизации, чем поддерживать «зоопарк» из 85 их региональных вариантов), лучше контролировать доступность региональных систем и корректность их работы и т.д. В целом, можно сказать, что централизация в одном месте (на ЕПГУ) всех государственных услуг вместо того, чтобы развивать их на региональных порталах – это сформировавшийся тренд и его постепенно, без революций и непродуманных резких шагов, наши ФОИВ и продвигают.

С точки зрения услуги «Запись на прием к врачу» она в настоящее время доступна на ЕПГУ лишь в 26 регионах (30%). Минздрав совместно с Минкомсвязью планируют исправить это и обеспечить к 2018 г. доступность данной услуги во всех 85 субъектах РФ (в следующем 2017 г. - 65 субъектов 75%).

При этом в Минздраве прекрасно понимают, что сейчас во многих регионах данный сервис работает и вполне успешно. В их создание и развитие вложены колоссальные средства, граждане внутри регионов уже привыкли к своим местным «Электронным регистратурам». Перевести данную услугу на ЕПГУ и при этом «убить» местный региональный сервис – не самая лучшая затея, это может вызвать недовольство населения и сопротивление местных властей. Более того, сейчас все вопросы интеграции различных МИС МО с региональной «Электронной регистратурой», техническое обеспечение и сопровождение такой системы, взаимодействие с разработчиками МИС и т.д. решаются внутри региона самостоятельно. Если все это запретить, то может получиться так, что местная система перестанет работать, а вот продолжил ли хотя бы на том же уровне оказываться данная услуга на ЕПГУ – большой вопрос.

Учитывая все это, Минздрав совместно с Микомсвязью предлагаю развивать услугу «Запись на прием к врачу» по следующему сценарию: для того, чтобы записаться к врачу через Интернет, гражданин должен иметь учетную запись в ЕСИА, зайти на ЕПГУ по адресу https://www.gosuslugi.ru/ и выбрать нужный регион. Далее ЕПГУ будет взаимодействовать с соответствующей ведомственной информационной системой (ВИС), в качестве которой на данное время будет выступать региональный портал записи к врачу (региональная «Электронная регистратура»). Если в регионе нет такого решения, можно использовать компонент ЕГИСЗ «Федеральная электронная регистратура» (ФЭР). Хранение расписания врачей, их обработку, интеграцию с МИС МО и реализацию необходимой бизнес-логики должна выполнять именно «Электронная регистратура», которая должна уметь обменивается с ЕПГУ необходимой информацией через протокол информационного взаимодействия, реализованный в «Концентраторе услуг ФЭР», http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/koncentrator_fer.htm.

Для того, чтобы выйти на эту модель работы, региональные власти должны усовершенствовать имеющиеся у них сервисы «Электронная регистратура». Для этого предложен соответствующий «План мероприятий», представленный в приложении №6 протокола №328пр. Согласно этому плану, в 2017 г. Минкомсвязь совместно с субъектами РФ должна подключить к ЕПГУ дополнительно 44 региона, а в 2018 г. – оставшиеся 20 субъектов. Для того, чтобы региональная «Электронная регистратура» могла совместно работать с ЕПГУ, в нее должна быть добавлена интеграция с «Концентратором услуг ФЭР», а также возможность авторизации граждан через ЕСИА.

В утвержденном плане есть п. 1.3, согласно которому необходимо исключить дублирование услуги «Запись на прием к врачу» в тех регионах, которые обеспечили вывод ее на ЕПГУ, причем сделать это следует в течение 3 месяцев с момента подключения к ЕПГУ. Но на самом деле в настоящее время имеется мнение, что делать это автоматически, сразу после передачи услуги на ЕПГУ – является неправильным. Каждую конкретную региональную «Электронную регистратуру» следует рассматривать отдельно, учитывать качество реализации сервиса, количество активных пользователей, дополнительные удобства и функции, которые региональное решение предоставляет гражданам и т.д. Именно поэтому на совещании было принято решение выработать критерии, опираясь на которые будет приниматься решение о сохранении региональных порталов «Записи на прием к врачу». Это и нашло свое отражение в п.3 раздела V протокола заседания.

Такие критерии в настоящее время прорабатываются совместно ДИТиС Минздрава и Микомсвязью, эта работа должна быть завершена к 30 октября 2016 г. В качестве таких критериев могут выступать:

  • Высокая степень готовности и качества работы системы (централизованное решение региона, к которому подключены все медицинские организации, решены вопросы по прикреплению граждан к медицинским организациям, обеспечена информационная безопасность, реализованы дополнительные сервисы, мобильные приложения и т.д.)
  • Востребованность сервиса гражданами (доля граждан, использующих региональный портал для дистанционной записи на прием к врачу, от общего числа граждан, осуществлявших запись по всем доступным каналам)
  • Интеграция с федеральными компонентами ЕГИСЗ (интеграция с ФЭР, и «Концентратором услуг ФЭР»)
  • Интеграция с ЕСИА

Методика принятия решения о дальнейшей судьбе региональной «Электронной регистратуры» может быть следующая: если для достижения утвержденных критериев требуются существенные затраты (времени, финансов) – то очевидно, что такие затраты будут необоснованными. Зачем вкладывать большие деньги и время в доработку региональной услуги «Запись на прием к врачу», если в целом государство стремится реализовать ее на ЕПГУ? Если же существующее решение достаточно зрелое, оно популярно у граждан региона и удовлетворяет всем озвученным критериям – то «ломать» такую систему неразумно. В этом случае субъект РФ может самостоятельно принять решение: оставить или отказаться от регионального портала записи на прием, но сама «Электронная регистратура» в этом случае конечно должна быть сохранена. Вопрос тут именно в том, оставить ли в данном регионе запись как через ЕПГУ, так и через местный портал – или отказаться от местного портала и предложить гражданам записываться только через ЕПГУ?

Таким образом, итогом заседания «Подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении государственных и муниципальных услуг» и состоявшегося обсуждения стало не стремление прекратить работу региональных «Электронных регистратур», а создание условий для их развития в сторону интеграции с ЕПГУ / ЕСИА, а также улучшением доступности сервиса записи на прием к врачу через Интернет для граждан. Существующие на сегодня региональные «Электронные регистратуры» должны продолжить свою работу, т.к. ЕПГУ сам по себе данный сервис не реализует, вся бизнес-логика, включая хранение расписаний, взаимодействие с различными МИС МО, анализ заявки на запись к врачу и другие проверки и обработки должна выполнять в соответствующей ВИС, в качестве которой как раз и будет выступать существующая региональная «Электронная регистратура».

Стоит напомнить, что подобный сценарий развития не стал для отрасли новостью. Именно о таком тренде в течение года неоднократно говорила глава ДИТиС Е.Л. Бойко, в том числе и на последнем заседании профильной комиссии по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Минздрава РФ, которое прошло в ЦНИИОиИЗ 29.06.2016.

Что все это означает для Заказчиков и Разработчиков «Электронных регистратур»? Получается, что на сегодняшний день обе стороны должны оценить свое текущее состояние, в том числе уровень развития решения и его достигнутую популярность в регионе. Если решение ни с точки зрения функциональных возможностей, ни с точки зрения технологической зрелости или популярности на местном уровне не соответствует необходимым критериям (например, из-за технических ограничений системы или из-за отсутствия такой возможности со стороны разработчика) – то вряд ли стоит всерьез надеется на какое-то финансирование и перспективы. Скорее, речь надо вести о том, что время упущено. В этом случае необходимо обеспечить интеграцию МИС МО с ФЭР, чтобы регион все-таки обеспечил возможность записи к врачу через ЕПГУ.

Если само решение достаточно зрелое, но оно пока мало популярно у граждан – то необходимо обеспечить следующее:

  1. Интеграцию с ЕПГУ путем интеграции с «Концентратором услуг ФЭР», как обязательный шаг в развитии продукта, который должен быть завершен в самое ближайшее время.
  2. Интеграцию с ЕСИА. При этом региону следует тщательно продумать свою политику - отключить ли возможность записываться на прием без авторизации в ЕСИА уже сейчас (чтобы стимулировать регистрацию и переход граждан на работу на ЕПГУ), либо повременить с этим и пока сохранить возможность записаться к врачу без регистрации на ЕПГУ (в ЕСИА).

Если же решение полностью соответствует всем критериям, и оно популярно у граждан, то видимо его направлениями развития могут быть:
  1. Обеспечение максимальной стабильности и надежности работы, достижение необходимых показателей доступности сервиса, вплоть до 99,999. Тут, конечно, речь идет не только о соответствующих доработках самих решений, но и об обеспечении необходимого уровня надежности инфраструктуры: бесперебойном электроснабжении, надежном высокопроизводительном и защищенном канале связи между региональной ЭР и федеральным ЦОД, в котором работает ФЭР, тонкой настройке оборудования и общесистемного ПО. Вопросы безопасности также не стоит сбрасывать со счетов.
  2. Добавление новой функциональности, которая пока отсутствует на ЕПГУ, с целью популяризации услуги и предоставления новых удобных возможностей для граждан. Это может быть и совершенствование пользовательского интерфейса порталов для граждан или, к примеру, выпуск соответствующих «мобильных клиентов» - направлений, которые в последнее время становятся очень актуальными, добавление новых услуг – таких как вызов врача на дом и т.д.

Будущее таких решений – это быстрая надежная работа, консолидация на уровне региона сведений из всех медицинских информационных систем (МИС) медицинских организаций, развитие функциональности и «интеллекта» системы, и, конечно, обязательная интеграция с ЕПГУ. Кроме этого, не стоит забывать и общеотраслевые тренды, которые также только усиливаются: это сокращение затрат на эксплуатацию (например, путем активного перехода на СПО), обязательная регистрация в «Реестр российских программ», предоставление гибких условий по техническому сопровождению и т.д.



Подписка на новости