О проекте Концепции создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года

Гусев Александр Владимирович
Зам. директора по развитию, к.т.н.

07/12/2010 |4512

8 июня 2010 г. на сайте Минздравсоцразвития был опубликован блок аналитических документов, посвященных теме информатизации здравоохранения.

Этот блок включает в себя следующие документы:
·    Проект Концепции создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года,
http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/9
·    Презентация «О создании информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей, в том числе, персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации»,
http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/8
·    Документ «Состав нормативно-справочной информации, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений»,
http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/10
·    Презентация «Нормативно-справочная информация, применяемая в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений»,
http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/11
·    Презентация «Требования к типовой медицинской информационной системе»,
http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/12
·    Презентация «Электронная медицинская карта. Требования к архитектуре, области определения и контексту ЭМК»,
http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/informatics/13

Пожалуй, впервые (кроме докладов на различных форумах и круглых столах) на официальном уровне Минздравсоцразвития представляет для изучения и обсуждения конкретные материалы, отражающие направление мыслей министерства относительно будущего российских медицинских информационных технологий. В этом обзоре мы бы хотели кратко рассказать о наиболее важных особенностях каждого документа.

Конечно, первый и самый важный и долгожданный документ – это Концепции создания информационной системы в здравоохранении. Отсутствие такого документа на фоне постоянного объявления различных конкурсов на создание программного обеспечения для нужд Минздрасоцразвития и лечебно-профилактических учреждений долгое время было одной из основных «болевых» точек политики информатизации Российского здравоохранения. На отсутствие внятной программы и основополагающих принципов информатизации здравоохранение обращали внимание очень многие специалисты, занятые в этой сфере. И вот документ, насчитывающий 29 страниц, появился. В нем, в частности, есть ряд важных и интересных положений.


Первое, с чего начинается документ – это определение, данное
термину «Информационной системой в здравоохранении». Согласно концепции, «Информационной системой в здравоохранении является совокупность методического, организационного, нормативного и правового обеспечения деятельности участников системы здравоохранения, а также программно-технических средств, проектируемых с учетом отраслевых стандартов и технических регламентов, использующих единую систему нормативно-справочной информации и развивающихся в рамках единой информационно-технической политики». Следует обратить внимание именно на то, что система должна проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой нормативно-справочной информации (НСИ). Эти условия были одними из самых упоминаемых на различных форумах и конференциях и достаточно отрадно, что они нашли отражение в концепции как базовые условия. Более того, документ не только устанавливается это требование, но и признается факт слабого развития на текущем этапе стандартов и регламентов, что также подтверждается многими специалистами.


В разделе обоснования создания системы констатируется, что с одной стороны, развитие медицинских информационных технологий (МИТ) востребовано отраслью и может привнести решение достаточно актуальных задач. С другой стороны – на данное время есть уже готовые решения как уровня ЛПУ, так и регионального уровня, но все они разобщены и практически не интегрированы друг с другом, создавались исходя из большей частью административных задач и нередко учитывали лишь особенностей работы конкретно взятой специфики региона или ЛПУ. Все это является предпосылкой для коррекции сложившихся подходов в информатизации, где
государству отводится роль координатора и создателя единого информационного пространства.  Важно, что в нескольких местах документа упоминается, что концепцией предусматривается сохранение уже созданных разработок, но с обязательным их приведением в соответствие с типовыми требованиями, НСИ и стандартами, о чем волновались независимые разработчики или отдельные «первопроходцы».


Основной целью создания Системы названо обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания.  Основными задачами системы названы: повышение эффективности управления, повышение качества медицинской помощи за счет совершенствования информационного обеспечения, повышение информационной осведомленности населения.


Важнейший раздел документа – это
принципы создания системы. В этом, достаточно кратком, блоке приведены пусть далеко не новые, но обязательные для документа такого уровня и давно ожидаемые принципы: юридическая значимость электронных документов, совместимость медицинских информационных систем (МИС) между собой, интеграция с информационными системами (ИС) других ведомств, информационная безопасность, учет различных стандартов, в том числе отдельной строкой – HL7, поддержка конкуренции между разработчиками МИС. На наш взгляд, данный раздел является минимально необходимым и достаточным, дальнейшая его детализация не дает существенного эффекта и позволяет разным решениями сосуществовать вполне мирно на рынке продуктов для здравоохранения.


Описаны
базовые принципы архитектуры системы, которая разделена на 3 сегмента: прикладные решения для участников системы здравоохранения, общесистемные компоненты и внешний сегмент, куда отнесены решения для граждан и т.д.


Очень важный тезис концепции состоит в том, что в рамках создания системы ЛПУ обязаны обеспечить «
… автоматизацию функций формирования первичной медицинской документации в электронном виде с возможностью учета фактов и объемов оказания медицинской помощи…». Прямо сказано о том, что ЛПУ обеспечивают автоматизацию записи пациентов на прием, поддержку принятия решений, автоматизацию информационного обмена между сотрудниками внутри ЛПУ, а также межучережденческий обмен информацией, формирование и передачу в страховые организации сведений о медицинской помощи и т.д. Раздел функциональных возможностей МИС при этом является далеко не полным, в нем намечены лишь некоторые (при этом не все основные) функции. На наш взгляд, данный раздел пока требует коррекции и доработки. Например, в нем расписаны требования к станциям скорой медицинской помощи и организациям в сфере обработки и хранения крови (станциям переливания крови, вероятно), аптечным учреждениям и научно-образовательным организациям. Другими словами, специфика этих учреждений в документе нашла свое отражение. Но совершенно нет упоминания о других учреждениях, например специализированных диспансерах (онкологических, туберкулезных и т.д.), нет упоминания о федеральных центрах высокотехнологической медицинской помощи и ряде других. Вероятно, данный раздел следовало бы либо обобщить, убрав отдельные виду ЛПУ, либо наоборот дополнить упоминанием всех спектра специфичных организаций системы здравоохранения.


Отдельно описаны функции портальных решений в Internet, направленных на повышение информированности населения и электронного взаимодействия с организациями здравоохранения. Также выделено в отдельный пункт упоминание задачи создания программных средств для доступа граждан к личной медицинской карте.


Достаточно подробно расписаны функции для общесистемных решений, однако наполнение этих функций является на данный момент спорным. Например, в функциях МИС уровня ЛПУ описаны требования по автоматизации учета медицинской помощи и записи пациентов на прием (это действительно задача именно ЛПУ), но при этом в общесистемном сегменты перечислены функции (назначения на лабораторное обследование или электронные рецепты), которые также являются частью документооборота ЛПУ, но почему-то вынесены на общесистемный уровень.  Возможно, это сделано с точки зрения автономности информации: те данные, которые нужны только данному ЛПУ, оставлены в его зоне ответственности, а те данные, которые могут быть востребованы другими учреждениями, вынесены на уровень выше. Но при этом могут возникнуть некорректные интерпретации таких решений, например, функции по ведению электронной карты пациента, записи его на прием и учету оказанной медицинской помощи будут реализовываться на уровне МИС для ЛПУ, а направления на анализы и выписка рецептов будет выполняться в другом решении, например – регионального уровня, хотя с точки зрения выписка направления на лабораторное обследование и рецепт – это лишь часть работы с электронной картой. Другой пример – в этом разделе отражены именно направления на лабораторную диагностику, но нет упоминания функциональной, рентгенологической или ультразвуковой диагностики. Почему выделена только лабораторная? Может быть в силу того, что рынок лабораторных решений развит и стандартизирован более, чем рынок решений для, например функциональной диагностики? Эти моменты конечно предстоит более детально изучить профессиональному сообществу и направить свои предложения в адрес департамента информатизации Минздравсоцразвития.


Взаимодействие между федеральным и региональными центрами обработки информации, а также между региональными системами и ЛПУ планируется обеспечивать «
…посредством отраслевой единой защищенной информационно-телекоммуникационной сети...».  При этом предусмотрено подключение с помощью типового интеграционного шлюза с возможностью выхода в Internet.


С точки зрения хранения информации сказано, что региональных ресурсах хранится медицинская информация в обезличенном виде, а в федеральном ресурсе – агрегированная информация из региональных центров.


В п. 6 есть краткое упоминание принципа обеспечения информационной безопасности системы. Также отдельным, 7-м пунктом кратко отражена
задача создания национальных стандартов и регламентов, как обязательной базы для системы.  Запланировано решение законодательных вопросов, связанных с юридическим обеспечением понятия электронного документооборота и отказов от дублирования документов на бумажном носителе.


Очень важный вопрос, предусматриваемый концепцией – это
планируемое стимулирование медицинских организаций для применения информационных технологий. В этом направлении планируется разработать единые требования к МИС, организовать систему добровольной сертификации решений в интересах ЛПУ с градацией решений по уровню зрелости, публикацию информации о сертифицированных решениях, частичное софинансирование проектов автоматизации (с четким указанием видом таких расходов), включение оценки уровня информатизации ЛПУ с информированием граждан и СМО и «… устойчивое финансирование технической поддержки и сопровождения ПО,  в том числе за счет средств фонда ОМС».


Предусмотрена
четкая этапность проекта, которая предусматривает следующее:

  • Первый этап 2010-2012 гг. – создание Системы на федеральном уровне и типового решения для регионального уровня, внедрение региональной системы в пилотных территориях, разработка детального плана создания системы, создание базового пакета нормативной и справочной информации, классификаторов и стандартов.
  • Второй этап 2013-2015 гг. – развитие типового регионального решения, создание прикладных решений для учреждений системы здравоохранения, продолжение работы над НСИ и стандартами.
  • Третий этап 2016-2020 гг. – тиражирование типовых решений, стимулирование учреждений здравоохранения (в государственном и муниципальном секторе), сопровождение и развитие прикладных решений. 


Продуманы и детально расписаны
принципы управления системой. Важным моментом являются следующие пункты:
  • Общее руководство реализацией Концепции осуществляет Межведомственная рабочая группа по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения и социальной защиты населения при Совете при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ.
  • Общую координацию работ осуществляет «уполномоченное структурное подразделение Минздравсоцразвития России», под которым, видимо, понимается департамент информатизации Минздравсоцразвития. Этому же «структурному подразделению» отведена роль оператора программно-технических компонентов системы с задачами создания архитектуры и готовых компонентов системы, разработка типовых требований, поставка и сопровождение средств интеграции
  • Ответственность  за организацию работ по созданию системы планируется возложить на глав регионов.
  • Минздравсоцразвития отвечает за подготовку НСИ и разработку стандартов.
  • Создание региональных систем осуществляется за счет средств самих регионов.
  • Создание и сопровождение систем уровня медицинских организаций (читай: ЛПУ) осуществляется за счет «собственных средств», либо за счет средств тех органов, в подчинении которых они находятся, либо за счет федеральной программы стимулирования внедрения ИКТ в деятельность медицинских организаций. Отмечено, что применяемые решения «…должны соответствовать устанавливаемым лицензионным требованиям».


В разделе 10 расписаны
условия финансирования информатизации: какие статьи затрат планируется финансировать за счет федерального бюджета (это в основном общие работы, создание стандартов и отдельных компонентов системы, средства интеграции и т.д.). Положения данного пункта отчасти перекликаются и понятны исходя из предыдущего раздела документа, описывающего принципы управления системой.


Основные
ожидаемые эффекты от внедрения ИКТ в здравоохранении приведены в разделе 11. Это: снижение смертности, снижение неэффективных затрат, снижение временной нетрудоспособности, снижение себестоимости оказываемой медицинской помощи, снижение затрат времени персонала на поиск информации, сокращение трудночитаемых бумажных документов, снижение затрат на лекарственное обеспечение, повышение качества и доступности медицинской помощи.


В конце документа приведен проект распоряжения правительства РФ по утверждению плана мероприятия по реализации данной концепции со сроками и ответственными исполнителями.

Внимательно изучив проект концепции, можно сделать некоторые промежуточные выводы:

  • В целом документ достаточно подробно описывает цели, задачи и принципы создания единой системы здравоохранения РФ. Некоторые его разделы не лишены излишней детализации или наоборот, имеют некие общие положения, но в общем итоге это добротный и профессиональный проект, готовый для всестороннего обсуждения.
  • В документе нашли отражение многие наблюдения и выводы, сделанные профессиональным сообществом, его отдельными участниками.  В частности, сделан четкий упор на разработку стандартов, регламентов и единой нормативно-справочной информации, заявлены принципы стимулирования лечебных учреждений в применении и развитии информационных систем, декларируется принцип создания открытой конкуренции между разработчиками МИС и отведению государственным структурам роли регулятора и создателя общесистемных принципов или отдельных компонентов. Четко разделены зоны ответственности и финансирования проектов на федеральный, региональный и учрежденческий уровень.

На первый, но при этом достаточно подробный, взгляд данная концепция имеет роль консолидирующего документа, в нем нашла отражение та критика и обсуждение работы Минздравсоцразвития РФ в деле информатизации здравоохранения, которые велись в последние годы.

Общие выводы. Представленные на сайте Минздравсоцразвития документы и материалы обладают исчерпывающей начальной информацией для изучения тех базовых принципов и требований, на которых видимо министерство планирует реализовывать проект создания системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи. Мы настоятельно рекомендуем специалистами и просто заинтересованным людям изучить эти документы. На момент написания этих строк Минздравсоцразвития было открыто для обсуждения и принятия конструктивных предложений по опубликованным материалам. Видимо, уже в ближайшее время стадия обсуждения и проектный статус этих документов может быть изменен на окончательный и с представленными в них положениями придется считаться и исполнять.

Важно!!! Этот материал был написан специально для журнала "Врач и информационные технологии", http://www.idmz.ru. На данном сайте опубликован усеченный вариант обзора, его полная версия, включающая обзор стандартов, перечень НСИ, обзор требований к МИС и архитектуре электронной медицинской карте, опубликована в 4-м номере "ВИТ".





Подписка на новости