Дата публикации: 08/18/2015 | Просмотров: 1210

Гусев Александр, Зам. директора по развитию, к.т.н.

О заседании Подкомиссии по развитию электронного здравоохранения 31 июля 2015

31 июля 2015 г. состоялось заседание Подкомиссии по развитию электронного здравоохранения при «Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности». Членам Экспертного совета Минздрав по вопросам ИКТ стали доступны материалы с этого события, кратким анализом которых можно поделится.

Итак, на повестке дня заседания было 4 вопроса:

  • О ходе реализации плана мероприятий ("Дорожной карты") по развитию ЕГИСЗ в 2015-2018 гг., докладывала заместитель Министра здравоохранения РФ Хорова Наталья Александровна.
  • О методических рекомендациях по организации взаимодействия участников региональных проектов информатизации здравоохранения, докладывал директор Департамента координации информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Яцеленко Николай Сергеевич.
  • Об организации информационного взаимодействия между информационными системами МО и ТФОМС, а также информационными системами страховых компаний, интеграции информационных систем ОМС в ЕГИСЗ + еще один вопрос - О внесении изменений в нормативные правовые акты для обеспечения выполнения мероприятий по развитию ЕГИСЗ, докладывала директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава Бойко Елена Львовна. 

По вопросу №1 о текущем статусе реализации мероприятий по внедрению информационных технологий в сфере здравоохранения (Дорожная карта 2015-2018 гг.) по развитию ЕГИСЗ было обращено внимание, что в период 2011-2013 годов все субъекты РФ реализовали региональные Программы модернизации здравоохранения, содержащие блок мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение. Основной целью проводимых мероприятий являлось инфраструктурное обеспечение и закупка компьютерной, современной медицинской техники, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведения медицинских карт пациентов в электронном виде.

В качестве основного стратегического документа по внедрению современных информационных систем в здравоохранение была принята «Концепция создания ЕГИСЗ», утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364, реализация которой предусмотрена до 2020 года.

На предыдущем заседании Подкомиссии, которое состоялось 13 апреля 2015 г., был одобрен «План мероприятий» («дорожная карта») по развитию ЕГИСЗ в 2015-2018 гг. и рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации заключить с Минздравом России соглашение о реализации плана мероприятий («дорожной карты»). В ходе заседания Наталья Александровна Хорова представила текущее состояние по реализации этого плана.

По вопросу №2 о методических рекомендациях по организации работы и взаимодействия при создании и развитии региональных отраслевых информационных системах (региональных сегментов ЕГИСЗ) было сказано, что такие работы должны носить скоординированный характер и быть направленными на решение социально значимых проблем субъекта Российской Федерации. При планировании мероприятий информатизации здравоохранения в регионах необходимо сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан.

Отмечено, что за последние несколько лет государство понесло значительные расходы на внедрение информационно-коммуникационных технологий в различных отраслях экономики и социальной сфере, в том числе в здравоохранении. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это зачастую приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.

В текущих экономических условиях сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов на информатизацию, при неуклонно возрастающих затратах на обслуживание уже созданных информационных систем и технологических комплексов. В целях повышения эффективности решения задач информатизации здравоохранения регионов, выполнения мероприятий по обеспечению интеграции медицинских информационных систем регионального уровня необходимо обеспечить взаимоувязанный и согласованный подход к реализации проектов всеми участниками региональных проектов информатизации здравоохранения.

С учетом принятой Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2769-р «Концепцией региональной информатизации», а также «Методическими рекомендациями по организации проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах», утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 24 апреля 2013 года №96 и результатами совместного с Минздравом анализа опыта регионов по реализации проектов информатизации здравоохранения как в период проведения модернизации здравоохранения, так и после него, Минкомсвязью были подготовлены предложения по разработке отраслевых методических рекомендаций по организации взаимодействия участников региональных проектов информатизации здравоохранения.

Указанные методические рекомендации, в случае их утверждения, позволят региональным органам власти, ответственным за реализацию мероприятий «Дорожной карты» развития ЕГИСЗ в 2015-2018 гг., более эффективно использовать информационно-коммуникационных технологий в субъектах РФ и избежать дублирования функций и полномочий участников реализации проектов по внедрению современных информационных технологий в сфере здравоохранения.

В докладе по этой теме были отмечены некоторые интересные моменты:

  • Сказано, что одним из приоритетов информатизации должно быть не только повышение качества предоставляемых населению услуг и повышение эффективности бюджетных расходов, но и обеспечение перехода на приоритетное использование отечественного программного обеспечения и компьютерного оборудования. Таким образом, подтвержден тренд на импортозамещение и в части развития региональных сегментов ЕГИСЗ, что рекомендуется Минкомсвязью.
  • Согласно Постановления Правительства РФ №365 от 24.05.2010, Минкомсвязь должно проводить экспертную оценку документов по информатизации, включая планы по информатизации, проекты нормативно-правовых актов, государственные программы (включая федеральные целевые программы), стратегии и концепции, а также ведомственные приказы. Данная оценка проводится на соответствие определенным, общим для всех регионов, критериями – таким как результативность мероприятий, соблюдение установленных требований, использование наиболее эффективных решений, обоснованность запрашиваемого финансирования.

В представленном докладе Минкомсвязь обратило внимание регионов на ряд ключевых рекомендаций:
  • Сформировать коллегиальный орган, обеспечивающий разработку стратегических решений и координирующий действия участников проектов по внедрению ИКТ в сфере здравоохранения
  • Внедрить механизм координации расходов на информатизацию
  • Обеспечить поэтапный переход к централизованной модели предоставления типовых ИТ-сервисов на основе «облачных» технологий
  • Принять на региональном уровне нормативно-правовые акты (требования и стандарты) для регулирования информатизации в сфере здравоохранения

По вопросу №3 об организации информационного взаимодействия между информационными системами МО и ТФОМС, а также информационными системами страховых компаний, интеграции информационных систем ОМС в ЕГИСЗ было отмечено, что приказом ФОМС от 7 апреля 2011 г. №79 утверждены общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования. В этом документе определены порядки взаимодействия региональных и федеральных сегментов реестра застрахованных лиц, взаимодействия территориальных фондов и медицинских организаций при ведении персонифицированного учета оказанной медицинской помощи, а также взаимодействие региональных сегментов системы ОМС с информационной системой выпуска, персонализации и доставки полисов обязательного медицинского страхования.

В настоящее время региональный сегмент «Единого регистра застрахованных граждан» ведется ТФОМСами субъектов РФ на основании сведений страховых медицинских организаций, которые передают в территориальные фонды ОМС данные об обновлении и выпуске страховых полисов на территории субъекта, а также на основании сведений медицинских организаций, которые передают информацию об осуществлении выбора гражданином медицинской организации, к которой он прикреплен. При этом, в большинстве субъектов, в случае смены полиса ОМС, информация о новых сведениях полиса в медицинскую организацию, к которой прикреплён гражданин, не поступает. При этом ведение персонифицированного учета пациентов и оказываемой им медицинской помощи производится на уровне медицинских организаций. Получается, что отсутствие в медицинских информационных системах (МИС МО) оперативного доступа к актуальным сведениям о полисах ОМС граждан нередко приводит к необходимости ручного ввода информации о гражданах и повторяющимся сверкам баз прикрепленного населения с базами застрахованного населения, что противоречит принципу однократного ввода и многократного использования информации, закрепленного в утвержденной Минздравсоцразвития «Концепции создания ЕГИСЗ». В итоге сложившаяся ситуация приводит к неизбежному возникновению технических ошибок в медицинских организациях при выставлении счетов и, как следствие, к отказам страховыми медицинскими организациями в оплате счетов за фактически оказанную медицинскую помощь.

Более того, отсутствие доступа медицинских организаций к актуальным сведениям о полисах ОМС выданных гражданам в субъекте РФ, отличном от фактического места получения медицинской помощи, приводит к задержкам, а зачастую и к отказам в оплате счетов за оказанную медицинскую помощь. Так же отмечено, что расхождения сведений о полисах ОМС граждан в регистрах прикрепленного и застрахованного населения могут приводить отказам для граждан в дистанционной записи на первичный прием к врачу.

В ходе заседания было признано, что описанная проблематика является одним из сдерживающих факторов развития отраслевой информатизации и требует особого внимания со стороны регулятора. В связи с этим планируется провести ряд мероприятий, направленные на решение данных проблем, включая:

  • Организация межведомственного взаимодействия между Минздравом и ФОМС
  • Организация информационного взаимодействия между МИС МО и информационными системами ТФОМС (в настоящее время данная работа в виде пилотных проектов проводится в 12 субъектов РФ: Белгородская, Калининградская, Кемеровская Липецкая, Омская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская области и Краснодарский и Хабаровский край, а также Чувашская республика)

По вопросу №4 о внесении изменений в нормативные правовые акты для обеспечения выполнения мероприятий по развитию ЕГИСЗ было сообщено, что в соответствии со статьей 13 и 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» федеральные государственные информационные системы создаются на основе федеральных законов в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

В настоящее время цели создания ЕГИСЗ в прямом виде определяются положениями «Концепции создания ЕГИСЗ», утвержденной в 2011 г. приказом Минздравсоцразвития №364. Вместе с тем на законодательном уровне ЕГИСЗ упоминается только в пункте 2 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в соответствии с которым, «предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ направляются, в том числе, на цели внедрения современных информационных систем в здравоохранение с целью создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

Таким образом, фактическое отсутствие правового регулирования на законодательном уровне существенно затрудняет работу Минздрава России, органов исполнительной власти Субъектов РФ и иных участников процесса внедрения ЕГИСЗ в части создания информационных систем в здравоохранении и реализации проектов развития в рамках ЕГИСЗ. В этой связи Минздравом России в настоящее время проводится большая работа по внесению ряда изменений в Федеральное законодательство в части закрепления правового статуса ЕГИСЗ. В частности:

  • Планируется внесение изменений в 323-ФЗ в части уточнения, что такое оператор, сегменты и компоненты ЕГИСЗ
  • Далее планируется утверждение постановления Правительства РФ в части регуляции основных положений о ЕГИСЗ, в том числе утверждение архитектуры системы
  • Затем необходимо будет разработать и издать подзаконные акты, регулирующие порядок ведения компонентов ЕГИСЗ
  • Наконец, в плане уточнения и дополнения отдельных моментов ведется разработка регламентов и методических рекомендаций [мой комментарий: в настоящее время один такой документ уже прошел эта разработки и общественного обсуждения – это «Требования к МИС МОС», на очереди следующий документ – это «Требования к региональным МИС», который находится на финальной стадии разработки и скоро будет выпущен соответствующей рабочей группой]