О заседании Подкомиссии по развитию электронного здравоохранения 31 июля 2015

Гусев Александр Владимирович
Зам. директора по развитию, к.т.н.

08/18/2015 |2350

31 июля 2015 г. состоялось заседание Подкомиссии по развитию электронного здравоохранения при «Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности». Членам Экспертного совета Минздрав по вопросам ИКТ стали доступны материалы с этого события, кратким анализом которых можно поделится.

Итак, на повестке дня заседания было 4 вопроса:

  • О ходе реализации плана мероприятий ("Дорожной карты") по развитию ЕГИСЗ в 2015-2018 гг., докладывала заместитель Министра здравоохранения РФ Хорова Наталья Александровна.
  • О методических рекомендациях по организации взаимодействия участников региональных проектов информатизации здравоохранения, докладывал директор Департамента координации информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Яцеленко Николай Сергеевич.
  • Об организации информационного взаимодействия между информационными системами МО и ТФОМС, а также информационными системами страховых компаний, интеграции информационных систем ОМС в ЕГИСЗ + еще один вопрос - О внесении изменений в нормативные правовые акты для обеспечения выполнения мероприятий по развитию ЕГИСЗ, докладывала директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава Бойко Елена Львовна. 

По вопросу №1 о текущем статусе реализации мероприятий по внедрению информационных технологий в сфере здравоохранения (Дорожная карта 2015-2018 гг.) по развитию ЕГИСЗ было обращено внимание, что в период 2011-2013 годов все субъекты РФ реализовали региональные Программы модернизации здравоохранения, содержащие блок мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение. Основной целью проводимых мероприятий являлось инфраструктурное обеспечение и закупка компьютерной, современной медицинской техники, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведения медицинских карт пациентов в электронном виде.

В качестве основного стратегического документа по внедрению современных информационных систем в здравоохранение была принята «Концепция создания ЕГИСЗ», утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364, реализация которой предусмотрена до 2020 года.

На предыдущем заседании Подкомиссии, которое состоялось 13 апреля 2015 г., был одобрен «План мероприятий» («дорожная карта») по развитию ЕГИСЗ в 2015-2018 гг. и рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации заключить с Минздравом России соглашение о реализации плана мероприятий («дорожной карты»). В ходе заседания Наталья Александровна Хорова представила текущее состояние по реализации этого плана.

По вопросу №2 о методических рекомендациях по организации работы и взаимодействия при создании и развитии региональных отраслевых информационных системах (региональных сегментов ЕГИСЗ) было сказано, что такие работы должны носить скоординированный характер и быть направленными на решение социально значимых проблем субъекта Российской Федерации. При планировании мероприятий информатизации здравоохранения в регионах необходимо сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан.

Отмечено, что за последние несколько лет государство понесло значительные расходы на внедрение информационно-коммуникационных технологий в различных отраслях экономики и социальной сфере, в том числе в здравоохранении. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это зачастую приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.

В текущих экономических условиях сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов на информатизацию, при неуклонно возрастающих затратах на обслуживание уже созданных информационных систем и технологических комплексов. В целях повышения эффективности решения задач информатизации здравоохранения регионов, выполнения мероприятий по обеспечению интеграции медицинских информационных систем регионального уровня необходимо обеспечить взаимоувязанный и согласованный подход к реализации проектов всеми участниками региональных проектов информатизации здравоохранения.

С учетом принятой Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2769-р «Концепцией региональной информатизации», а также «Методическими рекомендациями по организации проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах», утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 24 апреля 2013 года №96 и результатами совместного с Минздравом анализа опыта регионов по реализации проектов информатизации здравоохранения как в период проведения модернизации здравоохранения, так и после него, Минкомсвязью были подготовлены предложения по разработке отраслевых методических рекомендаций по организации взаимодействия участников региональных проектов информатизации здравоохранения.

Указанные методические рекомендации, в случае их утверждения, позволят региональным органам власти, ответственным за реализацию мероприятий «Дорожной карты» развития ЕГИСЗ в 2015-2018 гг., более эффективно использовать информационно-коммуникационных технологий в субъектах РФ и избежать дублирования функций и полномочий участников реализации проектов по внедрению современных информационных технологий в сфере здравоохранения.

В докладе по этой теме были отмечены некоторые интересные моменты:

  • Сказано, что одним из приоритетов информатизации должно быть не только повышение качества предоставляемых населению услуг и повышение эффективности бюджетных расходов, но и обеспечение перехода на приоритетное использование отечественного программного обеспечения и компьютерного оборудования. Таким образом, подтвержден тренд на импортозамещение и в части развития региональных сегментов ЕГИСЗ, что рекомендуется Минкомсвязью.
  • Согласно Постановления Правительства РФ №365 от 24.05.2010, Минкомсвязь должно проводить экспертную оценку документов по информатизации, включая планы по информатизации, проекты нормативно-правовых актов, государственные программы (включая федеральные целевые программы), стратегии и концепции, а также ведомственные приказы. Данная оценка проводится на соответствие определенным, общим для всех регионов, критериями – таким как результативность мероприятий, соблюдение установленных требований, использование наиболее эффективных решений, обоснованность запрашиваемого финансирования.

В представленном докладе Минкомсвязь обратило внимание регионов на ряд ключевых рекомендаций:
  • Сформировать коллегиальный орган, обеспечивающий разработку стратегических решений и координирующий действия участников проектов по внедрению ИКТ в сфере здравоохранения
  • Внедрить механизм координации расходов на информатизацию
  • Обеспечить поэтапный переход к централизованной модели предоставления типовых ИТ-сервисов на основе «облачных» технологий
  • Принять на региональном уровне нормативно-правовые акты (требования и стандарты) для регулирования информатизации в сфере здравоохранения

По вопросу №3 об организации информационного взаимодействия между информационными системами МО и ТФОМС, а также информационными системами страховых компаний, интеграции информационных систем ОМС в ЕГИСЗ было отмечено, что приказом ФОМС от 7 апреля 2011 г. №79 утверждены общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования. В этом документе определены порядки взаимодействия региональных и федеральных сегментов реестра застрахованных лиц, взаимодействия территориальных фондов и медицинских организаций при ведении персонифицированного учета оказанной медицинской помощи, а также взаимодействие региональных сегментов системы ОМС с информационной системой выпуска, персонализации и доставки полисов обязательного медицинского страхования.

В настоящее время региональный сегмент «Единого регистра застрахованных граждан» ведется ТФОМСами субъектов РФ на основании сведений страховых медицинских организаций, которые передают в территориальные фонды ОМС данные об обновлении и выпуске страховых полисов на территории субъекта, а также на основании сведений медицинских организаций, которые передают информацию об осуществлении выбора гражданином медицинской организации, к которой он прикреплен. При этом, в большинстве субъектов, в случае смены полиса ОМС, информация о новых сведениях полиса в медицинскую организацию, к которой прикреплён гражданин, не поступает. При этом ведение персонифицированного учета пациентов и оказываемой им медицинской помощи производится на уровне медицинских организаций. Получается, что отсутствие в медицинских информационных системах (МИС МО) оперативного доступа к актуальным сведениям о полисах ОМС граждан нередко приводит к необходимости ручного ввода информации о гражданах и повторяющимся сверкам баз прикрепленного населения с базами застрахованного населения, что противоречит принципу однократного ввода и многократного использования информации, закрепленного в утвержденной Минздравсоцразвития «Концепции создания ЕГИСЗ». В итоге сложившаяся ситуация приводит к неизбежному возникновению технических ошибок в медицинских организациях при выставлении счетов и, как следствие, к отказам страховыми медицинскими организациями в оплате счетов за фактически оказанную медицинскую помощь.

Более того, отсутствие доступа медицинских организаций к актуальным сведениям о полисах ОМС выданных гражданам в субъекте РФ, отличном от фактического места получения медицинской помощи, приводит к задержкам, а зачастую и к отказам в оплате счетов за оказанную медицинскую помощь. Так же отмечено, что расхождения сведений о полисах ОМС граждан в регистрах прикрепленного и застрахованного населения могут приводить отказам для граждан в дистанционной записи на первичный прием к врачу.

В ходе заседания было признано, что описанная проблематика является одним из сдерживающих факторов развития отраслевой информатизации и требует особого внимания со стороны регулятора. В связи с этим планируется провести ряд мероприятий, направленные на решение данных проблем, включая:

  • Организация межведомственного взаимодействия между Минздравом и ФОМС
  • Организация информационного взаимодействия между МИС МО и информационными системами ТФОМС (в настоящее время данная работа в виде пилотных проектов проводится в 12 субъектов РФ: Белгородская, Калининградская, Кемеровская Липецкая, Омская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская области и Краснодарский и Хабаровский край, а также Чувашская республика)

По вопросу №4 о внесении изменений в нормативные правовые акты для обеспечения выполнения мероприятий по развитию ЕГИСЗ было сообщено, что в соответствии со статьей 13 и 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» федеральные государственные информационные системы создаются на основе федеральных законов в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

В настоящее время цели создания ЕГИСЗ в прямом виде определяются положениями «Концепции создания ЕГИСЗ», утвержденной в 2011 г. приказом Минздравсоцразвития №364. Вместе с тем на законодательном уровне ЕГИСЗ упоминается только в пункте 2 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в соответствии с которым, «предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ направляются, в том числе, на цели внедрения современных информационных систем в здравоохранение с целью создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

Таким образом, фактическое отсутствие правового регулирования на законодательном уровне существенно затрудняет работу Минздрава России, органов исполнительной власти Субъектов РФ и иных участников процесса внедрения ЕГИСЗ в части создания информационных систем в здравоохранении и реализации проектов развития в рамках ЕГИСЗ. В этой связи Минздравом России в настоящее время проводится большая работа по внесению ряда изменений в Федеральное законодательство в части закрепления правового статуса ЕГИСЗ. В частности:

  • Планируется внесение изменений в 323-ФЗ в части уточнения, что такое оператор, сегменты и компоненты ЕГИСЗ
  • Далее планируется утверждение постановления Правительства РФ в части регуляции основных положений о ЕГИСЗ, в том числе утверждение архитектуры системы
  • Затем необходимо будет разработать и издать подзаконные акты, регулирующие порядок ведения компонентов ЕГИСЗ
  • Наконец, в плане уточнения и дополнения отдельных моментов ведется разработка регламентов и методических рекомендаций [мой комментарий: в настоящее время один такой документ уже прошел эта разработки и общественного обсуждения – это «Требования к МИС МОС», на очереди следующий документ – это «Требования к региональным МИС», который находится на финальной стадии разработки и скоро будет выпущен соответствующей рабочей группой]



Подписка на новости