+7 (814-2) 28-08-18

Вс 10 Мар 2019 | 3517

О проекте «Создания единого цифрового контура»

Гусев Александр,
Зам. директора по развитию, к.т.н.

Национальным проектом «Здравоохранение», паспорт которого был утвержден по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, предусмотрена реализация федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (далее – «Единый цифровой контур»). Срок реализации: 2019-2024 г.

Это один из 8 проектов, предусмотренных внутри «Здравоохранения».

Единый цифровой контур

Не будет преувеличением сказать, что именно «Единый цифровой контур» будет задавать тон и формировать тренды информатизации государственного здравоохранения нашей страны в ближайшие годы. Посмотрим на него поподробнее.

Согласно паспорта «Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций …, что обеспечит ее цифровую трансформацию и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения».

Цель проекта: повышение эффективности функционирования здравоохранения России путем дальнейшего развития и углубленного внедрения информационных и платформенных решений, что по мнению Министерства здравоохранения и сформирует так называемый «единый цифровой контур».

Со стороны Правительства куратором проекта назначена заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова. Со стороны Минздрава руководителем проекта является заместитель Министра здравоохранения РФ Н.А. Хорова, администратором – заместитель Министра здравоохранения Е.Л. Бойко.

В результате реализации проекта должны быть достигнуты 4 основных целевых показателя:Четыре основных показателя

* значение 2018 г. представлено на 31.10.2018

Основными направлениям реализации проекта являются:

Внедрение медицинских информационных систем в медицинских организация, переход на юридически-значимую электронную медицинскую карту.

  1. Внедрение региональных сервисов и систем для управления здравоохранением
  2. Функционирование федерального ЦОД и федеральных сервисов ЕГИСЗ
  3. Развитие сервисов личного кабинета пациента «Мое здоровье» ЕПГУ
  4. Методическая поддержка и контроль реализации проекта со стороны Минздрава

Для того, чтобы достичь намеченные целевые показатели, потребуется решить ряд задач:

   Задача    Краткая характеристика
1 Обеспечить методическую поддержку и координацию мероприятий проекта в субъектах РФ. Для этого в 2019 г. Минздрав на базе ЦНИИОИЗ должен создать «Центр компетенций», в который войдут существующие в настоящее время проектный офис, регламентная служба и т.д. Задачей центра будет разработка требований к централизованным подсистемам ГИС СЗ, методики оценки уровня информатизации здравоохранения регионов, методических рекомендаций и контроль и управление ходом проекта.
2 Обеспечить использование медицинскими организациями медицинских информационных систем соответствующие требованиям Минздрава и работающие с ЕГИСЗ Все медицинские организации должны использовать медицинские информационные системы (МИС МО), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. Эти системы должны быть интегрированы и обмениваться информацией с ЕГИСЗ. В итоге к 2021 г. в стране должно быть организовано не менее 820 тыс. автоматизированных рабочих мест. Должен быть обеспечен юридически-значимый электронный документооборот. 
3 Обеспечить работу государственных информационных систем здравоохранения в субъектах РФ В каждом регионе должна быть созданы и внедрены государственные информационные системы в сфере здравоохранения (ГИС СЗ), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. МИС МО должны быть подключены к этим системам. ЕГИСЗ должна наполнятся сведениями из ГИС СЗ и МИС МО.
4 Обеспечить работу федерального ЦОДа Должны быть заключены контракты на работу основной и резервной площадок федерального ЦОДа для работы сервисов ЕГИСЗ
5 Обеспечить работу защищенной сети передачи данных К 2021 г. во всех субъектах РФ должны быть созданы и функционировать защищенные сети передачи данных (ЗСПД), к которым должны быть подключены не менее 80% структурных подразделений медицинских организаций
6 Обеспечить межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде Планируется, что не менее 90% МО будут обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие с учреждениями МСЭ и информационные обмен с ФСС.
7 Обеспечить применение телемедицины К 2022 г. все медицинские организации второго и третьего уровня во всех 85 субъектах РФ подключены к соответствующим региональным системам телемедицины 
8 Осуществить переход на ведение электронных рецептов и автоматизацию лекарственного обеспечения К 2023 г. все медицинские организации всех субъектов РФ должны осуществлять выписку электронных рецептов с использованием усиленной электронной цифровой подписи. Между МО и аптечными организациями должен осуществляться автоматизированный информационный обмен.

Решение поставленных задач будет осуществляться посредством внедрения и развития:

Основной нормативной особенностью проекта, в отличие от предыдущих программ, является то, что Минздравом предусматривается не просто внедрение любых МИС МО или ГИС СЗ на усмотрение заказчиков, ОУЗ или разработчиков – а внедрение и развитие систем, соответствующих нормативно-установленным требованиям. Для этого в декабре 2018 г. Минздравом утвержден приказ №911н «Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» (далее – «Требования»), который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте.

Основным технологическим инструментом «Цифрового контура» является постепенный переход на юридически значимый электронный медицинский документооборот между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением, а также при межведомственном взаимодействии. Все больше электронных медицинских документов и информационного обмена будет требовать поддержку УКЭП. О том, как это обеспечивается, подробно рассмотрено тут http://www.kmis.ru/blog/o-sozdanii-iuridicheski-znachimogo-elektronnogo-dokumentooborota-v-zdravookhranenii .

Еще один важный момент – это движение в сторону централизованных компонентов и сервисов, особенно в части, касающейся региональных ГИС СЗ. Думаю, реализация проекта самым существенным образом будет стимулировать ускорение перехода на централизованные облачные региональные системы и отказ от локально установленных МИС. Это, в свою очередь, поддержит уже сложившийся ранее тренд в сокращении числа разработчиков МИС и применяемых в нашей стране систем. Весьма вероятно, что отдельные инсталляции старых унаследованных решений будут постепенно заменяться на единый региональный продукт или максимум 2-3 решения. Те разработчики, которые поддерживают устаревшие локальные МИС, имеющие единичные внедрения, скорее всего не выдержат конкуренцию с крупными компаниями, создавшими диверсифицированную клиентскую базу и модернизированные современные веб-системы. 

На реализацию проекта в 2019-2024 гг. планируется выделить порядка 177 млрд. руб. целевого финансирования, причем 60% этой суммы выделит федеральный центр, остальное будет финансироваться за счет региональных бюджетов. Консолидированные показатели по годам представлены в рис. ниже.

Сравнение финансирования «Единого цифрового контура» с предыдущими годами, начиная с базового этапа создания ЕГИСЗ, показано на рисунке ниже.

Сравнение финансирования «Единого цифрового контура» с предыдущими годами

Основные средства (порядка 44%) пойдут на внедрение и развитие государственных информационных систем субъектов РФ. Второе по объему финансирования направление – это внедрение и развитие медицинских информационных систем (41%). На автоматизацию подведомственных Минздраву медицинских организаций уйдет порядка 12%. Чуть более 3% уйдет на федеральные компоненты: заключение контрактов на работу федерального ЦОДа и сервисов ЕГИСЗ, развитие «Моего здоровья ЕПГУ» и работу центра компетенций. 

Финансирование

Реализация проекта должна привести к следующим результатам:

Основные требования к МИС МО:

•    ведение электронного расписания приема врачей
•    ведение электронных медицинских карт пациентов 
•    формирование автоматической выгрузки счетов (реестров счетов) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования
•    создание и хранение юридически значимых электронных медицинских документов, включая структурированные электронные медицинские документы
•    информационное взаимодействие с ГИС СЗ субъекта РФ
•    информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ в целях оказания медицинской помощи и электронных услуг (сервисов) для граждан 

Внедрение и развитие региональных информационных систем здравоохранения в каждом субъекте РФ в 2019-2024 гг. должно привести к следующим результатам:

Требования к ГИС СЗ следующие:

•    Ведение регионального сервиса единой нормативно-справочной информации
•    Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации)
•    Управление льготным лекарственным обеспечением
•    Управление потоками пациентов (электронная регистратура)
•    Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов
•    Телемедицинская система
•    Центральный архив лабораторных исследований
•    Центральный архив медицинских изображений
•    Система организации оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями
•    Система организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями
•    Система мониторинга беременных
•    Система организации оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)

Оцените статью

( 4.50 из 5,
оценили: 16)
Ваша оценка: Не ставилась

Темы статьи


мы в соц сетях


присоединяйтесь к нашим группам
в социальных сетях!

Гельзина Алёна Сергеевна,
Руководитель проекта

читайте также


10 Сен 2018

4391

О требованиях к информационным системам здравоохранения в части поддержки отечественного ПО

16 Июн 2018

6989

Федеральные информационные системы в сфере здравоохранения

26 Май 2018

8310

Майский указ Президента №204 и задачи развития здравоохранения
Все статьи в блоге

Подписывайтесь на наш блог!