8 (8142) 67-20-10

Пн 09 Окт 2017 | 4638

Медицинскую статистику давно пора модернизировать

Гусев Александр,
Зам. директора по развитию, к.т.н.

Введение


На сегодняшний день здравоохранение борется с тяжелыми проблемами: высокая социальная напряженность и местами открытый конфликт между медицинским сообществом и пациентами, острейший кадровый дефицит, недостаток финансирования, испытывающая массу критики система ОМС и многое другое.

Все эти проблемы делают руководство отраслью сложнейшей многофакторной задачей. В качестве одного из основных инструментов в управлении здравоохранением применяется служба медицинской статистики, которая по сути досталась нам еще с советских времен планово-экономического хозяйствования. С ее помощью выявляются ключевые проблемы отрасли, определяются приоритеты, ставятся конкретные задачи для более полного и рационального использования кадровых, финансовых и материально- технических ресурсов. Очевидно, что для быстрого и эффективного исправления ситуации нужно адекватное и результативное управление, которое в свою очередь нуждается в модернизированном и отвечающем текущим реалиям инструменте – медицинской статистике.

Начиная с 2011 года в России создается и развивается Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ), основной целью которой в свое время было заявлено обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи (Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания ЕГИСЗ», http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/99).

В предпосылках создания ЕГИСЗ говорится о том, что «в рамках управления здравоохранением реализованы в основном процессы обобщения и предоставления на вышестоящий уровень агрегированной информации. При этом отсутствует возможность, во-первых, проверить такую информацию на предмет достоверности, а, во-вторых, оперативно изменить состав и форму представления агрегированной информации в зависимости от характера решаемых управленческих задач. Информационные системы в здравоохранении проектируются и разрабатываются децентрализованно в условиях отсутствия единой методологии, а потому не позволяют рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения в целом».

Увы, за прошедшие 6 лет в части службы медицинской статистики мало что изменилось. Да, сегодня для нужд управления отраслью Минздрав параллельно с ней создает и постепенно развивает целый ряд аналитических решений, таких как Информационно-аналитическая система (ИАС), федеральный регистр медицинских организаций (ФРМО), федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) и другие.

В некоторых субъектах РФ тоже не отстают. МИАЦами созданы, внедрены и постепенно входят в привычную практику работы руководителей региональные информационно-аналитические системы (РИАСы), в том числе с применением мощных BI-платформ и формированием аналитики на основе поступающих в режиме реального времени медицинских данных из различных компонентов ЕГИСЗ.

Но все же наблюдаемое нами создание и развитие аналитических систем осуществляется параллельно с продолжающей свою работу и в целом несколько закостенелой медицинской статистикой. Ее правовую основу составляют утвержденные приказами Росстата, Минздрава и ФФОМСа бумажные формы статистической отчетности, которые вначале заполняются на уровне медицинской организации, затем консолидируются и обрабатываются на уровне региона, как правило в медицинских информационно-аналитических центрах (МИАЦ). Далее эти отчеты передаются на федеральный уровень в Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОиИЗ, http://www.mednet.ru), при этом по-прежнему с распечаткой на бумаге. Источником данных для расчета отчетов по-прежнему является преимущественно бумажная медицинская документация, главным образом – «Талоны амбулаторного пациента» (ТАПы) и «Карты выбывшего из стационара» (КВ). Что такое бумажные медицинские карточки, все хорошо понимают – но на всякий случай проиллюстрируем это, чтобы напомнить.



Бумажные амбулаторные карты – до сих пор основной источник сбора информации для формирования медицинской отчетности
 

По нашим данным, число форм федерального и отраслевого статистического наблюдения превышает 130 отчетов, а суммарное количество заполняемых показателей в этих формах – свыше 60 тыс. Если распечатать полностью всю предусмотренную законодательством статистическую отчетность, МИАЦ может потратить на это несколько десятков пачек бумаги, суммарно насчитывающих тысячи страниц с заполненными формами (рис. ниже).



Распечатанные папки с годовым региональным архивом статистических отчетов по здравоохранению

В основном горячая пора у медицинских статистиков – это начало года (январь-март), когда годовые отчеты окончательно принимаются от медицинских организаций, как-то обрабатываются и готовятся для сдачи на федеральный уровень.
 

Основные проблемы медицинской статистики в настоящее время

 

Существующая в России государственная система статистической отчетности в здравоохранении по существу не реформировалась со времен Советского союза. Уже много лет она испытывает массу трудных проблем.

Во-первых, хорошо известно, что статистические отчеты заполняются и правятся при необходимости вручную, что неизбежно приводит к рискам предоставления недостоверных «улучшенных» показателей, несмотря на действующую административную ответственность руководителей за предоставление недостоверных данных, установленную статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 3 Закона РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».

Не секрет, что нередко данные для расчета статотчетов, равно как и сами статотчеты, откровенно корректируются, другими словами - фабрикуются. Опытные статистики знают и умеют пользоваться правилами формирования и проверки статистических форм и могут предоставить их в таком виде, что выявить подделку показателей будет невозможно. Таким образом, убедится в том, что предоставленный управленцу тот или иной статотчет, даже подписанный руководителем МО или регионального ОУЗ, содержит действительно реальные показатели, нередко практически невозможно.

Во-вторых, изменения в установленные формы статотчетов как правило вносятся и утверждаются ближе к концу года, что заставляет формировать их на основании данных и алгоритмов, изначально не предусмотренных в организации работы медицинской организации. Фактически, нередко показатели и сами формы отчетов приходится заполнять «задним числом», несмотря на повсеместные возможности автоматического их формирования различными программными продуктами. Вводимые приказами Росстата изменения порой совершенно не согласуются с основным назначением отчетности.

В статье специалистов ЦНИИОиИЗ Зайченко Н.М. и Лебедева Г.С. «Некоторые проблемы медицинской отчетности и пути их решения» (Социальные аспекты здоровья населения. 2013. Т. 34. № 6. С. 7., полный текст: https://elibrary.ru/item.asp?id=21084498) приводится детальное описание многочисленных проблем. Например, значительный объем ежегодных изменений в отчетных формах на протяжении последних лет привел к сокращению объема условий контроля. Ежегодные изменения практически лишили возможности использовать межгодовой и межформенный контроли, так как частые «вмешательства» полностью разрушили динамические ряды множества показателей.

Бывали факты неоправданного дублирования одних и тех же показателей в различные отчетные формы, например, одно время существовала форма федерального статистического наблюдения № 31 «Сведения о медицинской помощи детям», в которой аккумулировались сведения об организации медицинской помощи пациентам в возрасте 0 – 17 лет, включая осмотры детей отдельных возрастных групп. Эти же сведения необходимо было предоставлять в отчетной форме № 30.

В ряде случаев отчетные формы не учитывают специфику организации отдельных видов медицинской помощи, утвержденные формы и порядок ведения медицинской документации и даже иногда используют кодировки и нормативно-справочную информацию, отличающиеся от действующей и установленной Минздравом. В результате возникают риски, что собранные в государственной статистической отчетности данные нельзя использовать, т.к. они непригодны для оценки ситуации в той или иной службе здравоохранения.

Специалисты ЦНИИОиЗ признают, что к сожалению, «гуляющие» по стране устные самоизобретенные «рекомендации» по заполнению отчетных форм не только весьма далеки от корректных, но и противоречат основным законам статистики. Более того, еще одна проблема состоит в сложных отношениях между медицинскими организациями (МО), территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и страховыми организациями (СМО) в субъектах РФ. В последние годы практически постоянно ТФОМС и СМО довольно активно «вмешиваются» в систему сбора сведений в медицинских организациях, предпринимая попытки скорректировать базовые методические положения, являющиеся основополагающими в системе учета в службе медицинской статистики страны.

Наконец, кадровое обеспечение, проблемы с обучением специалистов по медицинской статистике и по переподготовке кадров только усугубляют ситуацию. Специалисты ЦНИИОиЗ постоянно наблюдают, как отдельные МИАЦы, утрачивая навыки высокопрофессионального коллектива, быстро теряют позиции «коллектива специалистов», пополняя категорию «неосведомленных новичков» и представляют в Минздрав России недоработанный, «сырой» годовой отчет, в котором выявляется огромное количество недочетов и просто ошибок.

Все эти явления внутри системы здравоохранения хорошо и давно известны. Возможно, именно из-за них эксперты, да и просто рядовые медицинские работники, достаточно скептически относятся к публикуемым отраслевым показателям. Медицинское профсообщество, да и общество в целом, попросту говоря не верит медицинской статистике. СМИ и блогосферу годами сотрясают различные публикации с кричащими заголовками, например:

По сути, все эти примеры свидетельствуют о том, что повсеместно в практическом звене здравоохранения имеется подтверждения, что показатели статистики подделываются. На этом понимании возникает резонный вопрос: кто именно и какие выводы делает на основании собираемой по всей стране огромной массе не всегда достоверных статистических отчетов? Руководители медицинских организаций, врачи и медсестры, участвующие в сборе медицинской статистики, тратят свое драгоценное время и при этом, само собой, не особо верят в ее полезность и правдивость. А соответственно, у людей возникают резонные сомнения в адекватности принимаемых на основе этих стат.отчетов управленческих решений.

Тем не менее нужно заметить, что не только в России, но и повсеместно зарубежном управление национальными системами здравоохранения основано именно на медицинской статистической отчетности. Та же ВОЗ применяет ее в своей работе для мониторинга ситуации, анализа различных процессов и срезов показателей. У нас в стране служба медицинской статистики выстраивалась десятилетиями. Учитывая все это, становится очевидно, что она остро нуждается в результативной модернизации, базирующейся на современном подходе управления на основе данных и внедрении в практику работы медицинских статистиков развитых информационно-аналитических систем, обеспечивающих адекватную поддержку принятия управленческих решений в режиме on-line.

 

Что предлагается?

 

Представляется, что постепенная интеграция службы медицинской статистики в ЕГИСЗ в виде отдельного федерального управленческого сервиса, построенного на автоматической консолидации всей необходимой первичной информации в электронном виде, было бы разумным и оправданным с экономической и организационной точек зрения.

Напомним, что в настоящее время в стране идет массовая автоматизация медицинских организаций (МО): повсеместно внедряются медицинские информационные системы (МИС), осуществляется переход на электронные медицинские карты (ЭМК). Согласно утвержденным в каждом субъекте РФ «Дорожным картам развития ЕГИСЗ», к концу 2018 г. мы должны обеспечить полноценный 100% переход на ведение медицинской документации в электронном виде. Таким образом, вся информация, необходимая для формирования статистических отчетов, у нас уже много где собирается и хранится в электронном виде и в ближайшее время это должно быть во всех МО без исключения.

В этой связи мы бы могли запланировать и начать постепенную продуманную перестройку и службы медицинской статистики. Идея состоит в следующем: было бы логично и правильно создать какой-то федеральный сервис в ЕГИСЗ, назовем его условно «Федеральная медицинская статистика». Этот сервис должен аккумулировать в себе все данные, необходимые для формирования требуемых для отрасли медицинских статистических отчетов, причем в деперсонифицированном виде. Источниками этих данных должны стать уже имеющиеся в настоящее время компоненты ЕГИСЗ: федеральные сервисы ФРМО/ФРМР, «Федеральная электронная регистратура» и ИЭМК, а также медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО), региональные сервисы, информационные системы ТФОМС и т.д.

Постепенно следует переводить процесс сбора и сдачи бумажных статистических отчетов на их автоматизированное формирование в этом федеральном сервисе. Например, уже сейчас все данные об ресурсном обеспечении (сведения о медицинских организациях, сведения о кадрах и медицинской технике и т.д.) имеются в федеральных регистрах ФРМО и ФРМР. Было бы логично отменить обязанность МО и МИАЦ сдавать отчетность по внесенным в эти сервисы данными, вместо этого реализовав возможность формировать всю статистическую отчетность по ним в соответствующей федеральной информационной системе медицинской статистики. Такое изменение сразу почувствовалось бы на местах: людям стало бы понятно, зачем они тратят время на ведение федеральных регистров, достоверность и правильность расчетов обеспечивал бы сам федеральный сервис, появилась бы возможность формировать нужные статистические отчеты в режиме on-line, а не раз в год.

Для того, чтобы стимулировать этот процесс, необходимо на законодательном уровне утвердить для всех участников системы здравоохранения возможность получать всю отчетность именно через этот сервис, отменив обязанность сдачи соответствующих отчетов в бумажном виде. В таком случае снизилась бы нагрузка на МИАЦ и МО в части постоянного запроса разных оперативных справок и дополнительных отчетов по внесенным в ЕГИСЗ данным. Вся необходимая информация уже внесена, поэтому получение отчетов по ней хорошо бы вести тоже централизовано.

Оператор «Федеральной медицинской статистики» смог бы самостоятельно поддерживать и оперативно вносить любые изменения в формы статистической отчетности. Более того, такой подход создал бы реальные предпосылки постепенно переходить от табличных и недостаточно удобных для управленца формах статотчетов к более современным аналитическим системам с развитыми средствами визуализации и анализа данных, включая применение прогнозной аналитики и поддержки принятия управленческих решений. Это позволит внедрять любые нужные инновации и изменения в работу службы медицинской статистики намного быстрее и дешевле, чем сейчас и избавит от инертности на местах. Не нужно было бы заставлять медицинские организации и региональные МИАЦы каждый год изучать новые формы и правила их заполнения, не говоря уже о том – что это на корню исключает варианты махинации со статистическими отчетами на местах.

Задача участников системы здравоохранения (медицинских организаций, СМО, ТФОМС, МИАЦ и т.д.) сводилась бы к осуществлению своей непосредственной основной деятельности, ведении соответствующих специализированных учетных информационных систем и их интеграции с системой медицинской статистики Минздрава в части оперативной, постоянной и надежной передачи в нее необходимых учетных данных.

Создание и внедрение системы конечно целесообразно осуществлять этапами. Например, вначале внедрить формирование отчетов по ресурсному обеспечению. Затем – заболеваемость. Затем – временная нетрудоспособность и т.д. Так, действуя обдуманно и последовательно, мы бы пришли к постепенному централизованному и полностью автоматизированному формированию всей государственной статистической отчетности, утверждаемой приказами Росстата, Минздрава, ФФОМС и других органов исполнительной власти. Параллельно с этим мы бы могли интегрировать в эту схему региональные органы управления, а также многочисленные разрозненные «мониторинги», «регистры» и т.д.

Представленный подход позволит обеспечить давно назревшие и действительно необходимые изменения в организации здравоохранения:

1. Избавит медицинский персонал от затрат времени на заполнение различных отчетных форм, что позволит получить существенную экономию времени и переориентировать ее на действительно основную деятельность – лечебно-диагностический процесс. Задача врача – лечить пациентов и вести ЭМК, не более. Все что нужно для управления отраслью, включая медицинскую статистику, необходимо получать автоматически на основании этих данных и не перекладывать на медицинских работников роль обслуживающих управленцев статистов.

2. Повысит мотивацию и ответственность руководителей МО в части информатизации. Если главный врач будет видеть статистические показатели по работе своей организации из единой информационной системы медицинской статистики, не сможет изменять эти показатели и при этом будет понимать, что их точно также видит региональный орган управления здравоохранением и федеральный Минздрав, то это изменит и его отношение к работе. При этом, если мы уберем с главврача его большую «головную боль» в части сдачи медицинской статистической отчетности, он сможет более эффективно работать, например – сосредоточится на лечебно-диагностическом процессе или улучшении организации работы.

3. Избавит МИАЦы и другие уполномоченные организации от тяжелой ручной работы по сбору и сдаче статистической отчетности. Вместо этого имеющийся персонал можно переориентировать на оперативный анализ и подготовку проектов управленческих решений на основе тех данных и показателей, которые формировала бы федеральная статистическая система.

4. Существенно ускорит оперативность и адекватность управления отраслью в целом: данные в такой схеме собираются не раз в год, а в режиме реального времени, их достоверность основывается на реальной работе МО, которую можно прозрачно контролировать, а значит и принимаемые решения будут быстрее, дешевле и эффективнее совершенствовать здравоохранение.

5. Централизованный анализ первичной информации открывает обширные возможности для инноваций: можно будет свободно менять форматы и срезы в аналитических инструментах, проводить ретроспективные исследования, строить эффективные прогностические модели и внедрять передовые технологии, такие как искусственный интеллект, нейронные сети, big data и многое другое. Предложенный подход был бы реальным шагом в сторону цифрового здравоохранения, о котором так много сейчас говорится.

Оцените статью

( 0 из 5,
оценили: 0)
Ваша оценка: Не ставилась

Темы статьи


мы в соц сетях


присоединяйтесь к нашим группам
в социальных сетях!

Гельзин Илья Евгеньевич,
Руководитель разработки программного обеспечения

читайте также


14 Окт 2017

2628

Заряженный на позитив ИТМ 2017

19 Сен 2017

1576

Репортаж из дурдома или как не стать социопатом

16 Сен 2014

4597

Состав статистической информации, собираемой в отечественном здравоохранении
Все статьи в блоге

Подписывайтесь на наш блог!